Положение о проектной и учебно-исследовательской деятельности

1
2.2. Исследовательский проект – один из видов учебных проектов, где при сохранении всех
черт проектной деятельности учащихся одним из ее компонентов выступает исследование.
III. Цели учебно-исследовательской и проектной деятельности
Цели определяются как их личностными, так и социальными мотивами:
3.1. Самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников.
3.2. Умение пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных
и практических задач.
3.3. Приобретение коммуникативных умений.
3.4. Развитие исследовательских умений (умения выявления проблем, сбора информации,
наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения).
3.5. Развитие системного мышления.
3.6. Вовлечение учащихся в социально-значимую творческую, исследовательскую
и созидательную деятельность.
3.7. Ознакомление учащихся с методами и технологиями проектной деятельности.
3.8. Обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения.
3.9. Поддержка мотивации в обучении.
3.10. Реализация потенциала личности.
IV. Задачи учебно-исследовательской и проектной деятельности
4.1. Воспитание у школьников интереса к познанию мира, к углубленному изучению
дисциплин, выявлению сущности процессов и явлений во всех сферах деятельности (науки,
техники, искусства, природы, общества).
4.2. Формирование склонности учащихся к научно-исследовательской деятельности, умений
и навыков проведения экспериментов.
4.3. Развитие умения самостоятельно, творчески мыслить.
4.4. Выработка навыков самостоятельной работы с научной литературой, обучение методике
обработки полученных данных и анализа результатов, составление и формирование отчета
и доклада о результатах научно-исследовательской работы.
4.5. Мотивирование выбора профессии, профессиональной и социальной адаптации.
4.6. Формирование единого школьного научного общества учащихся со своими традициями.
4.7. Пропагандирование достижений отечественной и мировой науки, техники, литературы,
искусства.
V. Особенности проектной и учебно-исследовательской деятельности
5.1. Направленность не только на повышение компетентности подростков в предметной
области определенных учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание
продукта, имеющего значимость для других.
5.2. Возможность реализовать потребности учащихся в общении со значимыми,
референтными группами одноклассников, учителей. Строя различного рода отношения в ходе
целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки
овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного
вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы
и сотрудничества в коллективе.
5.3. Сочетание различных видов познавательной деятельности. В них могут быть
востребованы практически любые способности подростков, реализованы личные пристрастия
к тому или иному виду деятельности.
VI. Общие характеристики учебно-исследовательской и проектной деятельности
6.1. Учебно-исследовательская и проектная деятельность имеют общие практически значимые
цели и задачи.

2
6.2. Структура проектной и учебно-исследовательской деятельности включает следующие
компоненты: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку
задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям;
планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ
или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или
целями исследования; представление результатов;
6.3. Учебно-исследовательская и проектная деятельность требуют от обучающихся
компетентности в выбранной сфере исследования, творческой активности, собранности,
аккуратности, целеустремленности, высокой мотивации.
VII. Различие проектной и учебно-исследовательской деятельности
Проектная деятельность
Проект направлен на получение конкретного
запланированного результата – продукта,
обладающего определенными свойствами и
необходимого
для
конкретного
использования.
Реализацию проектных работ предваряет
представление
о
будущем
проекте,
планирование процесса создания продукта и
реализации этого плана.
Результат проекта должен быть точно
соотнесен со всеми характеристиками,
сформулированными в его замысле.

Учебно-исследовательская
деятельность
В ходе исследования организуется поиск в
какой-то
области,
формулируются
отдельные характеристики итогов работ.
Отрицательный
результат
–
тоже
результат.
Логика построения исследовательской
деятельности включает формулировку
проблемы исследования, выдвижение
гипотезы (для решения этой проблемы) и
последующую экспериментальную или
модельную
проверку
выдвинутых
предположений.

VIII. Требования к построению проектно-исследовательского процесса
8.1. Проект или учебное исследование должны быть выполнимыми и соответствовать
возрасту, способностям и возможностям учащихся.
8.2. Тема исследования должна быть интересна для ученика и совпадать с кругом интересов
учителя.
8.3. Раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уже
потом науке.
8.4. Для выполнения проекта должны быть созданы необходимые условия.
8.5. Учащиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов и учебных исследований
как в части ориентации при выборе темы проекта или учебного исследования, так и в части
конкретных приемов, технологий и методов, необходимых для успешной реализации
выбранного вида проекта.
8.6. Обеспечить педагогическое сопровождение проекта как в отношении выбора темы
и содержания (научное руководство), так и в отношении собственно работы и используемых
методов (методическое руководство).
8.7. Необходимо наличие ясной и простой критериальной системы оценки итогового
результата работы по проекту и индивидуального вклада (в случае группового характера
проекта или исследования) каждого участника.
8.8. Результаты и продукты проектной или исследовательской работы должны быть
презентованы, получить оценку и признание достижений в форме общественной конкурсной
защиты, проводимой в очной форме или путем размещения в открытых ресурсах Интернета
для обсуждения.
IX. Формы организации проектной деятельности
9.1. Виды проектов:

3
 информационный (поисковый) направлен на сбор информации о каком-то объекте,
явлении; на ознакомление с ней участников проекта, ее анализ и обобщение фактов,
предназначенных для широкой аудитории;
 исследовательский полностью подчинен логике пусть небольшого, но исследования,
и имеет структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным
научным исследованием;
 творческий (литературные вечера, спектакли, экскурсии);
 социальный, прикладной (практико-ориентированный) направленный на решение
проблемы той или иной социальной группы, территориального сообщества или общества
в целом.
 игровой (ролевой), в таких проектах структура только намечается и остается открытой
до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные
характером и содержанием проекта;
 инновационный
(предполагающий
организационно-экономический
механизм
внедрения).
 прикладной отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности
его участников.
 технологический (инженерный) нацелен на освоение учащимися общих элементов
инженерной технологии разработки и внедрения технических устройств и систем.
 бизнес-план – целью создания бизнес-плана является получение учащимися опыта
проектирования в коммерческой сфере, позволяющего освоить общие алгоритмы
деятельности, связанные с созданием и продвижением нового продукта-товара или услуги.
Так, например, результатом (продуктом) проектной деятельности может быть
любая из
следующих работ:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы,
отчѐты о проведѐнных исследованиях, стендовый доклад и др.);
б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного
искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного
произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального
произведения, компьютерной анимации и др.;
в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
г) отчѐтные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так
и мультимедийные продукты.
д)
мультимедийный продукт, чертеж изделия, модель изделия, бизнес-план, газета,
видеофильм, статья, макет, костюм, изделие, проведение мероприятия, оформление зала,
электронное учебное пособие, выставка, презентация (устная, компьютерная), иной продукт,
выполнение которого обосновано учащимся.
9.2. В состав материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для
его защиты, в обязательном порядке включаются:
1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной
из описанных выше форм;
2) подготовленная учащимся краткая пояснительная записка к проекту (объѐмом не
более одной машинописной страницы) с указанием для всех проектов: а) исходного замысла,
цели и назначения проекта; б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных
результатов; в) списка использованных источников. Для конструкторских проектов
в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских
решений, для социальных проектов — описание эффектов/эффекта от реализации проекта;
3) краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы учащегося
в ходе выполнения проекта, в том числе: а) инициативности и самостоятельности;
б) ответственности
(включая
динамику
отношения
к
выполняемой
работе);
в) исполнительской дисциплины.
При наличии в выполненной работе
соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или
полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.

4
9.3. По содержанию проект может быть - монопредметный, метапредметный, относящийся
к области знаний (нескольким областным), относящийся к области деятельности.
9.4. По количеству участников:
- индивидуальный – самостоятельная работа, осуществляемая учащимся на протяжении
длительного периода, возможно в течение всего учебного года. В ходе такой работы
обучающийся – автор проекта –самостоятельно или с небольшой помощью педагога получает
возможность научиться планировать и работать по плану – это один из важнейших не только
учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник;
 парный, малогрупповой (до 4 человек);
 групповой (до 10 человек);
 коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, областной,
всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнерской сети,
в том числе в Интернете).
9.5. Длительность (продолжительность) проекта: от проекта-урока до многолетнего проекта.
X. Формы организации учебно-исследовательской деятельности
10.1. На урочных занятиях:

урок-исследование, урок-лаборатория, урок-творческий отчет, урок изобретательства, урок
«Удивительное рядом», урок-рассказ об ученых, урок-защита исследовательских проектов,
урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей;

учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов
исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка
и анализ его результатов;

домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные
виды, причем позволяет провести учебное исследование, достаточно протяженное
во времени.
10.2. На внеурочных занятиях:
 исследовательская практика учащихся;
 образовательные экспедиции-походы, поездки, экскурсии с четко обозначенными
образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля;
образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность
школьников, в том числе и исследовательского характера;
 факультативные занятия, предполагающие углубленное изучение предмета, дают большие
возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности учащихся;
 научное общество учащихся – форма внеурочной деятельности, которая сочетает в себе
работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и
итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов,
интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и пр., а также встречи с
представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования,
сотрудничество с НОУ других школ;
 участие учащихся в конференциях (МАН «Исследователь), в том числе предметных
неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных
исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.
XI. Планируемые результаты усвоения обучающимися
универсальных учебных действий в процессе работы над проектом
Учащиеся должны научиться:
11.1. Ставить проблему и аргументировать ее актуальность.
11.2. Формулировать гипотезу исследования и раскрывать замысел – сущность будущей
деятельности.

5
11.3. Планировать исследовательские работы и выбирать необходимый инструментарий.
11.4. Собственно проводить исследование с обязательным поэтапным контролем
и коррекцией результатов работ.
11.5. Оформлять результаты учебно-исследовательской деятельности как конечного продукта.
11.6. Представлять результаты исследования широкому кругу заинтересованных лиц для
обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.
11.7. Самооценивать ход и результат работы.
11.8. Четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять инициативу для
достижения этих целей.
11.9. Оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели.
11.10. Обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе.
11.11. Устанавливать с партнерами отношения взаимопонимания.
11.12. Обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных
совместных решений.
11.13. Адекватно реагировать на нужды других.
XII. Организация проектной и учебно-исследовательской работы
12.1. В проектной и учебно-исследовательской деятельности принимают участие школьники
9-х классов.
12.2. Для осуществления проектной и учебной и учебно-исследовательской деятельности
учащихся определяется руководитель проекта по желанию обучающегося.
12.3. Руководителями проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся
являются все учителя школы.
12.4. Кандидатуры руководителей согласовываются учащимися с координатором проектной
и учебно-исследовательской деятельности школы – заместителем директора по учебновоспитательной работе.
12.5. Вид проектной деятельности определяется учащимися совместно с руководителями
проектов. При выборе темы можно учитывать приоритетные направления развития школы
и индивидуальные интересы учащегося и педагога.
12.6. Определение тематики и выбор руководителя проекта учащихся 9-х классов
производится в начале учебного года (не позднее октября).
12.7. Работа над проектом осуществляется одним или несколькими учащимися.
12.8. Руководитель консультирует учащегося по вопросам планирования, методики
исследования, оформления и представления результатов исследования.
12.9. Формами отчетности проектной и учебно-исследовательской деятельности являются:
– для исследовательских и информационных работ: реферативное сообщение, компьютерные
презентации, приборы, макеты;
– для творческих работ: письменное описание работы, сценарий, экскурсия, стендовые
отчеты, компьютерные презентации, видеоматериалы, фотоальбомы, модели.
XIII. Требования к оформлению проектно-исследовательской работы.
13.1. Тема работы должна быть сформулирована грамотно, с литературной точки зрения
и отражать содержание проекта.
13.2. Структура проекта содержит в себе: титульный лист, оглавление, введение, основную
часть, заключение, список литературы. Требования к оформлению титульного листа
изложены в приложении.
13.3. Введение включает в себя ряд следующих положений:
- проект начинается с обоснования актуальности выбранной темы. Здесь показывается, что
уже известно в науке и практике и что осталось нераскрытым и предстоит сделать в данных
условиях. На этой основе формулируется противоречие, на раскрытие которого направлен
данный проект. На основании выявленного противоречия может быть сформулирована
проблема;

6
- устанавливается цель работы; цель - это то, что необходимо достигнуть в результате работы
над проектом;
- формулируются конкретные задачи, которые необходимо решить, чтобы достичь цели;
- далее указываются методы и методики, которые использовались при разработке проекта;
- завершают введение разделы «на защиту выносится», «новизна проекта», «практическая
значимость».
13.4. Основная часть проекта может состоять из одного или двух разделов. Первый,
как правило, содержит теоретический материал, а второй –
экспериментальный
(практический).
13.5. В заключении формулируются выводы, описывается, достигнуты ли поставленные
цели, решены ли задачи.
13.6. Общие требования к оформлению проектно-исследовательских работ:
Работа выполняется на листах стандарта А 4, шрифтом Times New Roman, размером шрифта
12 пунктов с интервалом между строк – 1,5. Размер полей: верхнее – 2см, нижнее – 1,5 см,
левое – 3см, правое – 2 см.
Титульный лист считается первым, но не нумеруется.
Каждая новая глава начинается с новой страницы. Точку в конце заголовка, располагаемого
посредине строки, не ставят.
Все разделы плана (названия глав, выводы, заключение, список литературы, каждое
приложение) начинаются с новых страниц.
Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы.
13.7. Объем текста исследовательской работы, включая формулы и список литературы,
не должен превышать 15 машинописных страниц.
Для приложений может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных страниц.
Основной текст работы нумеруется арабскими цифрами, страницы приложений – римскими
цифрами.
13.8. Перечень использованной литературы оформляется в соответствии с требованиями
ГОСТа: в алфавитном порядке: фамилии авторов, наименование источника, место и год
издания, наименование издательства, количество страниц. Если используются статьи
из журналов, то указывается автор, наименование статьи, наименование журнала, номер и год
выпуска и номера страниц, на которых напечатана статья. В тексте работы должна быть
ссылка на тот или иной источник (номер ссылки соответствует порядковому номеру
источника в списке литературы).
13.9.Алгоритм разработки проекта.
1 этап. Поисковый.
1.1. Постановка задачи для разработки проекта. Выбор темы проекта, типа проекта.
1.2. Освоение тезауруса проектной деятельности.
1.3. Формулирование проблемы проекта, его актуальности, объекта и предмета исследования,
выдвигается гипотеза проекта.
1.4. Определение цели проекта.
2 этап. Аналитический.
2.1. Подбор информации, необходимой для реализации проекта.
2.2. Анализ подобранной информации.
2.3. Обоснование эффекта от реализации проекта (экономического, социального).
3 этап. Практический.
3.1. Определение рисков проекта.
3.2. Работа над проектом.
4 этап. Презентационный.
4.1. Подготовка презентации.
4.2. Защита (презентация проекта)
5 этап. Выполнение проекта.
6 этап. Контрольный.
6.1. Анализ результатов выполнения проекта.

7
6.2. Оценка качества выполнения проекта.
XIV. Подведение итогов проектной и учебно-исследовательской деятельности
14.1. На ежегодной школьной научной
конференции (в марте-апреле) производится
презентация и защита проектных работ. В конференции могут участвовать все учащиеся
школы.
14.2. Для проведения школьной конференции, презентации проектно-исследовательских работ
создается специальная комиссия, в состав которой могут входить учителя, педагоги
дополнительного образования, педагоги-психологи, администраторы школы, преподаватели
вузов, родители, представители ученического самоуправления и иные квалифицированные
работники.
14.3. Специальная комиссия оценивает уровень проектно-исследовательской деятельности
конкретного ученика, определяет победителей конкурса проектных работ.
14.4. Состав специальной комиссии определяется методическими объединениями школы.
Количество членов комиссии не должно быть менее 3 и более 7 человек. В состав комиссии
входит научный руководитель проекта, который защищается.
14.5. По решению специальной комиссии лучшие работы учащихся могут быть поощрены
дипломами, рекомендованы к представлению на конференции, и конкурсы районного,
областного, федерального, международного уровней.
14.6. Защищенный проект не может быть полностью использован в следующем учебном году,
как в качестве отдельной проектной работы, так и в качестве экзаменационной работы.
Возможно лишь использование отдельных материалов для осуществления новой проектноисследовательской работы.
14.7. Реферативные проектно-исследовательские материалы, а также сами проекты
принадлежат образовательному учреждению.
14.8. В школе организуется банк проектно-исследовательских работ, которым (при условии их
сохранности) могут пользоваться как педагоги, так и ученики школы, занимающиеся
проектно-исследовательской деятельностью.
14.9. Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать
не столько предметные результаты, а интеллектуальное, личностное развитие школьников,
рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование
умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой
исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности
(неуспешности) исследовательской деятельности.
14.10. Лучшие проекты (по согласованию с автором проекта) размещаются на сайте
школы.
14.11. Контроль работы по проектам в общешкольном масштабе осуществляют заместители
директора.
XV. Критерии оценивания проектно-исследовательской деятельности
Регламент выступления участников – 6-8 минут, дискуссия – 5 минут.
В дискуссии участвуют члены жюри, слушатели предметных секций.
Критерии оценки
1. Актуальность темы.
 имеет большой практический и теоретический интерес
 носит вспомогательный характер
 степень актуальности определить сложно
 не актуальна
2. Новизна решаемой проблемы.

8
 поставлена новая задача.
 решение известной задачи рассмотрено с новой точки зрения, новыми методами
 задача имеет элементы новизны
 задача известна давно.
3. Оригинальность методов решения задачи, исследования.
 решена новыми, оригинальными методами.
 имеет новый подход к решению, использованы новые идеи.
 используются традиционные методы решения.
4. Научное и практическое значение результатов работы.
 результаты заслуживают опубликования и практического использования
 можно использовать в научной работе школьников
 можно использовать в учебном процессе
 не заслуживает внимания.
5. Изложение доклада и эрудированность автора в рассматриваемой области.
 использование известных результатов и научных фактов в работе.
 знакомство с современным состоянием проблемы
 полнота цитируемой литературы, ссылки на исследования учѐных, занимающихся данной
проблемой.
 ясное понимание цели работы.
 логика изложения, убедительность рассуждений, оригинальность выводов.
 общее впечатление
6. Участие в дискуссии
 соответствие содержания вопросов теме исследования.
 четкость формулировки вопросов
 эрудиция оппонента
7. Культура оформления работы
 соответствие стандартным требованиям
 качество приложений.
 наличие тезиса выступления.
 наличие рецензии на работу учащегося.
Формами наглядной отчетности о результатах проектно-исследовательской деятельности
могут быть презентации, выставки, инсценировки, видеофильмы, фоторепортажи, стендовые отчеты.
Оценивание презентации и защиты проекта происходит по разработанным критериям, и
суммарная оценка может быть выставлена по нескольким предметам, если проект межпредметный.
Проектная деятельность оценивается по 2 группам критериев: критерии оценки содержания проекта
и критерии оценки защиты проекта.
Критерии оценки содержания проекта:
Оценка (в баллах)
1 - реферативная работа,
2 - работа носит исследовательский характер
Использование
1 - используются широко известные научные данные,
научных фактов и
2 - используются уникальные научные данные
данных
Использование
1 - использованы знания школьной программы,
знаний вне
2 - использованы знания за рамками школьной программы
школьной программы
Качество
1 - результаты могут быть доложены на школьной
исследования
конференции,
2 - результаты могут быть доложены на районной
конференции,

№ Критерий
1. Тип работы
2.

3.

4.

9

5.

6.
7.

8.

Структура
проекта: введение,
постановка
проблемы,
решение, выводы
Оригинальность и
новизна темы
Владение автором
терминологическим
аппаратом
Качество
оформления работы

№ Критерий
1. Качество доклада

2.

3.

4.

3 - результаты могут быть доложены на региональной
конференции
0 - в работе плохо просматривается структура,
1 - в работе присутствует большинство структурных
элементов,
2 - работа четко структурирована
1 - тема традиционна,
2 - работа строится вокруг новой темы и новых идей
1 - автор владеет базовым аппаратом,
2 - автор свободно оперирует базовым аппаратом в беседе
1 - работа оформлена аккуратно, но без «изысков», описание
непонятно, есть ошибки,
2 - работа оформлена аккуратно, описание четко, понятно,
грамотно,
3 - работа оформлена изобретательно, применены приемы и
средства, повышающие презентабельность работы, описание
четко, понятно, грамотно

Критерии оценки защиты проекта:
Оценка (в баллах)
1 - доклад зачитывает,
2 - доклад рассказывает, но не объяснена суть работы,
3 - доклад рассказывает, суть работы объяснена,
4 - кроме хорошего доклада владеет иллюстративным
материалом,
5 - доклад производит очень хорошее впечатление

Качество ответов 1 - не может четко ответить на большинство вопросов,
на вопросы
2 - отвечает на большинство вопросов,
3 - отвечает на все вопросы убедительно, аргументировано
Использование
1 - представленный демонстрационный материал не
демониспользуется в докладе,
страционного
2 - представленный демонстрационный материал используется
материала
в докладе,
3 - представленный демонстрационный материал используется
в докладе, информативен, автор свободно в нем ориентируется
Оформление
1 - представлен плохо оформленный демонстрационный
демонстматериал,
рационного
2 - демонстрационный материал хорошо оформлен, но есть
материала
отдельные претензии,
3 - к демонстрационному материалу нет претензий
Содержательное описание каждого критерия

Полученные баллы переводятся в оценку в соответствии с таблицей.
Базовый уровень
Повышенный уровень

отметка «удовлетворительно»
отметка «хорошо»
отметка «отлично»

4-6 первичных баллов
7-9 первичных баллов
10-12 первичных баллов

10

XVI. Функциональные обязанности заместителя директора, курирующего организацию
выполнения обучающимися итогового индивидуального проекта
16.1. Формирует единый список тем ИИП для выбора обучающимися.
16.2. Оказывает методическую и консультационную помощь педагогам школы,
осуществляющим проектную деятельность.
16.3. Контролирует формирование проектных групп на основе списков обучающихся,
являющихся исполнителями проектов, и педагогов, выступающих в роли руководителей проектных
групп.
16.4. Контролирует деятельность руководителей итоговых индивидуальных проектов.
XVII. Функциональные обязанности руководителя
итогового индивидуального проекта обучающегося
17.1. Выбирает проблемную область, формулирует темы ИИП.
17.2. Проводит консультации с участниками проектов и осуществляет методическую
поддержку проектной деятельности; планирует совместно с обучающимися работу в течение всего
проектного периода.
17.3. Поэтапно отслеживает результаты проектной деятельности.
17.4. Осуществляет экспертизу готового продукта и теоретической составляющей проекта.
17.5. Выявляет недоработки, определяет пути устранения выявленных недостатков, оказывает
помощь обучающемуся в подготовке к презентации проекта.
17.6. Обеспечивает соблюдение сроков выполнения проекта.
17.7. Подготавливает рецензию (отзыв) на работу обучающегося.
XVIII. Функциональные обязанности классного руководителя обучающихся,
выполняющих итоговый индивидуальный проект
18.1. Организует и контролирует начальный период проектной деятельности (осуществляет
контроль 100% охвата детей проектной деятельностью, составляет список обучающихся с выбором
темы и руководителя ИИП и передает его заместителю директора).
№

ФИО обучающегося

Тема проекта

ФИО руководителя

18.2. Информирует обучающихся и родителей о требованиях, предъявляемых к выполнению
проектных работ, порядке и сроках работы над проектами.
18.3. Координирует взаимодействие родителей, руководителей проектов и обучающихся
с целью успешного выполнения последними итоговых индивидуальных проектов.
XIX. Роль родителей в выполнении обучающимся итогового индивидуального проекта
19.1. На всех этапах выполнения обучающимися итогового индивидуального проекта роль
родителей заключается в оказании своим детям помощи, то есть не возложение на себя обязанностей
по выполнению работы детей над проектом, а проявление заинтересованности, помощи советом,
сбором информации и расходными материалами для выполнения проекта.
19.2. Ответственность за выполнение ИИП и его защиту несут родители обучающихся.

Приложение
к Положению о проектной деятельности

11
Публичная защита проектной работы
– Публичная защита проекта проводится самим автором (если работа индивидуальная) или двумя
представителями творческой группы (как правило, один из них – за компьютером, другой –
представляет работу).
– Представление-защита проводится в устной форме, с обязательной демонстрацией или фрагментов
проекта, или его короткой демоверсии.
– Время, предоставляемое для выступления 6–10 минут.
– Содержание и композиция публичной защиты проекта – инициативное и творческое право
его авторов, однако в выступлении обязательно должны быть представлены следующие вопросы:
1) обоснование выбранной темы – актуальность ее и степень исследованности;
2) определение цели и задач представляемого проекта, а также степень их выполнения;
3) краткое содержание (обзор) выполненного исследования, с обязательными акцентами
на ключевых положениях и выводах;
4) представление всех технических параметров проекта (использованные компьютерные программы,
научные источники, демонстрационно-справочный аппарат, иллюстративные материалы и т.п.);
5) рекомендации по возможной сфере практического использования данного проекта.
После завершения своего выступления участники творческой проектной группы, представлявшие
работу, должны суметь ответить на вопросы жюри.
– В публичной защите проекта возможно использовать различного рода дополнительную печатную
рекламно-пояснительную продукцию (программа, аннотация, рекомендательные и пояснительные
записки и т.д.).
– К участию школьного проекта в конкурсных мероприятиях внешкольного уровня оформляется
сопровождающая проектную работу документация, предусмотренная форматом именно этого
конкурса.
– Перед публичной защитой необходимо провести экспертное тестирование демонстрационной
техники, записать проект или его демонстрационную версию на компьютер, который будет
использоваться во время защиты, проверить качество записи и условия демонстрации.
Примерное содержательное описание каждого критерия
Критерий
Самостоятельное
приобре-тение
знаний и
решение
проблем

Знание
предмета

Регулятивные
действия

Уровни сформированности навыков проектной деятельности
Базовый
Повышенный
Работа в целом свидетельствует о
Работа в целом свидетельствует о
способности самостоятельно с
способности самостоятельно ставить
опорой на помощь руководителя
проблему и находить пути еѐ решения;
ставить проблему и находить пути
продемонстрировано свободное владение
еѐ решения; продемонстрирована
логическими операциями, навыками
способность приобретать новые
критического мышления, умение
знания и/или осваивать новые
самостоятельно мыслить;
способы действий, достигать более продемонстрирована способность на
глубокого понимания изученного
этой основе приобретать новые знания
и/или осваивать новые способы
действий, достигать более глубокого
понимания проблемы
Продемонстрировано понимание
Продемонстрировано свободное
содержания выполненной работы.
владение предметом проектной
В работе и в ответах на вопросы по деятельности. Ошибки отсутствуют
содержанию работы отсутствуют
грубые ошибки
Продемонстрированы навыки
Работа тщательно спланирована и
определения темы и планирования
последовательно реализована,
работы.
своевременно пройдены все
Работа доведена до конца и необходимые этапы обсуждения и

12
представлена комиссии; некоторые
этапы выполнялись под контролем
и при поддержке руководителя. При
этом
проявляются
отдельные
элементы
самооценки
и
самоконтроля обучающегося
Коммуникация Продемонстрированы навыки
оформления проектной работы и
пояснительной записки, а также
подготовки простой презентации.
Автор отвечает на вопросы

представления. Контроль и коррекция
осуществлялись самостоятельно

Тема ясно определена и пояснена.
Текст/сообщение хорошо
структурированы. Все мысли выражены
ясно, логично, последовательно,
аргументированно. Работа/сообщение
вызывает интерес. Автор свободно
отвечает на вопросы

Решение о том, что проект выполнен на повышенном уровне, принимается при условии, что:
1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из трѐх предъявляемых критериев,
характеризующих сформированность метапредметных умений (способности к самостоятельному
приобретению знаний и решению проблем, сформированности регулятивных действий
и сформированности коммуникативных действий). Сформированность предметных знаний
и способов действий может быть зафиксирована на базовом уровне;
2) ни один из обязательных элементов проекта (продукт, пояснительная записка, отзыв
руководителя или презентация) не даѐт оснований для иного решения.
Решение о том, что проект выполнен на базовом уровне, принимается при условии, что:
1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из предъявляемых критериев
2) продемонстрированы все обязательные элементы проекта: завершѐнный продукт,
отвечающий исходному замыслу, список использованных источников, положительный отзыв
руководителя, презентация проекта;
3) даны ответы на вопросы.
В случае выдающихся проектов комиссия может подготовить особое заключение о достоинствах
проекта, которое может быть предъявлено при поступлении в профильные классы.
Таким образом, качество выполненного проекта и предлагаемый подход к описанию
его результатов позволяют в целом оценить способность учащихся производить значимый для себя
и/или для других людей продукт, наличие творческого потенциала, способность довести дело
до конца, ответственность и другие качества, формируемые в школе.
Лист оценивания индивидуального итогового проекта
Ф.И.О.___________________________________________________________класс___________
Критерий

Уровни сформированности навыков проектной деятельности
Базовый (1 балл)
Повышенный (2-3 балла)
Самостоятельное Работа в целом свидетельствует о Работа в целом свидетельствует о
способности самостоятельно с
способности самостоятельно
приобретение
знаний и решение опорой на помощь руководителя ставить проблему и находить пути
ставить проблему и находить пути еѐ решения; продемонстрировано
проблем
еѐ решения; продемонстрирована свободное владение логическими
способность приобретать новые
операциями, навыками
знания и/или осваивать новые
критического мышления, умение
способы действий, достигать более самостоятельно мыслить;
глубокого понимания изученного продемонстрирована способность
на этой основе приобретать новые
знания и/или осваивать новые
способы действий, достигать более
глубокого понимания проблемы

Кол-во
баллов

13
Продемонстрировано понимание Продемонстрировано
свободное
содержания выполненной работы. владение предметом проектной
В работе и в ответах на вопросы по деятельности.
Ошибки
содержанию работы отсутствуют отсутствуют
грубые ошибки
Продемонстрированы
навыки Работа тщательно спланирована и
Регулятивные
определения темы и планирования последовательно
реализована,
действия
работы.
своевременно
пройдены
все
Работа доведена до конца и необходимые этапы обсуждения и
представлена комиссии;
представления.
некоторые этапы выполнялись под Контроль
и
коррекция
контролем и при поддержке осуществлялись самостоятельно
руководителя.
При
этом
проявляются отдельные элементы
самооценки
и
самоконтроля
обучающегося
навыки Тема ясно определена и пояснена.
Коммуникативные Продемонстрированы
оформления проектной работы и Текст/сообщение
хорошо
действия
пояснительной записки, а также структурированы.
Все
мысли
подготовки простой презентации. выражены
ясно,
логично,
Автор отвечает на вопросы
последовательно,
аргументировано.
Работа/сообщение
вызывает
интерес. Автор свободно отвечает
на вопросы
Итого
«_____»________________ 20___г.
__________________/___________________/
Знание предмета

(дата)

(подпись члена комиссии)

(расшифровка подписи)

Памятка для обучающегося
«Пояснительная записка к проекту»
Введение, в котором необходимо:

назвать тему проекта;

сформулировать проблему проекта, которую ты решал, создавая свой проект,
показать, чем она интересна и важна не только для тебя, но и для других;

рассказать, в чем состоит цель твоего проекта, чего ты добился в результате
работы, обосновать, что, достигнув цели проекта, ты решил проблему проекта;

указать, какой ты сделал проектный продукт, показать связь между темой,
проблемой, целью и продуктом твоего проекта;

дать развернутый, детализированный план работы над проектом с указанием
всех основных этапов и всех более мелких шагов внутри каждого этапа, ожидаемых
результатов каждого этапа, сроков выполнения каждого этапа.
Во введении необходимо выделить жирным шрифтом слова: тема, цель, проблема, гипотеза
(в тех проектах, где она есть), проектный продукт, план.
Основная часть.
В основной части следует показать, какое решение проблемы проекта ты нашел и как
воплотил его в проектном продукте; привести описание хода своей работы над проектом, в том числе
обосновать все принятые тобою решения и возникшие у тебя идеи, все ресурсы, которые ты
использовал в своей работе.

14
Материалы, из которых ты создал проектный продукт; люди, которые тебе помогали, в том
числе ребята, принимавшие участие в твоих опросах, классных часах, уроках и т.д.; информация,
которой ты пользовался, и где ты ее добывал – все это ресурсы твоей проектной работы.
Кроме того, в основной части можно показать свою точку зрения на проблему проекта
и обосновать ее, ссылаясь на собственные исследования, наблюдения, опыты, опросы, анализ
найденной тобой информации, мнения специалистов.
Заключение
В заключении надо:
проанализировать все твои усилия по достижению цели проекта (что было самым трудным
и самым легким, что было наиболее интересным и запоминающимся, чему ты научился в ходе
работы над проектом, как изменились твои взгляды и т.п.);
оценить результат своего проекта (что у тебя получилось или не получилось и почему;
удалось ли тебе добиться того, что ты запланировал, когда начинал свой проект и почему, как бы ты
стал действовать, чтобы не допустить ошибок, если бы начал свою работу заново);
показать перспективы возможной дальнейшей работы по проблеме твоего проекта (что бы ты
посоветовал тому, кого заинтересовала твоя работа и кто хочет продолжить разрабатывать
ее дальше, исчерпан ли твой собственный интерес к проблеме проекта).
Список использованных источников информации, где ты представишь:

список использованных печатных источников в алфавитном порядке
с указанием выходных данных книг и статей;

адреса сайтов в Интернете, с которыми ты работал;

ссылки на интервью, если ты брал их у специалистов (с указанием должности,
места работы и ученого звания специалиста);

фильмы, музейные экспозиции и прочее, если они являются источниками
информации по твоему проекту.

Примерный план выступления на защите проекта
Введение
 Тема моего проекта …………………………………………………...
 Я выбрал эту тему, потому что ……………………………………....
 Цель моей работы – ……………………………………….....………..
 Проектным продуктом будет – .………………………………………
 Этот продукт поможет достичь цель проекта, так как ………
 План моей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные этапы):
 Сбор информации (где и как искал информацию)……………………………………………
 Изготовление продукта (что и как делал)………………………………………………………
 Написание письменной части проекта (как это делал) ………….
Основная часть
 Я начал свою работу с того, что ………………………………………..
 Потом я приступил к ……………………………………………………….
 Я завершил работу тем, что……………………………………………...
 В ходе работы я столкнулся с такими проблемами………………….
 Чтобы справиться с возникшими проблемами, я……………………..
 Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график работы)……………
 План моей работы был нарушен, потому что………………………..
 В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так как………
 Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что………

15
Заключение
 Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано, получилось,
например
 Это произошло, потому что …………………………………………….
 Если бы я начал работу заново, я бы …………………………………..
 В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы………
 Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как ………..
 Работа над проектом показала мне………….

ПРОТОКОЛ
защиты индивидуального итогового проекта обучающихся 9 класса
МБОУ «СОШ №1» города Бахчисарай
в соответствии с требованиями ФГОС ООО
Ф.И.О. председателя комиссии: ____________________________________________________
Ф.И.О. членов комиссии:
____________________________________________________
____________________________________________________
_________________________________________________
На защиту явились допущенные ______________ человек.
Не явились __________ человек.
Ф.И.О. неявившихся: _____________________________________________________________
Защита началась в _____________ час ________мин
Защита закончилась в __________ час ________мин
№
п/п
1
2
3
4

ФИО обучающегося

Тема проекта

Итоговая
оценка

16
5
6
7
8
9
Особые мнения членов комиссии об оценке ответов отдельных учащихся:
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________
Запись о случаях нарушений установленного порядка защиты в комиссии:
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_________________________________________________________
Дата проведения защиты:
«_____»________________ 20__ г.
Дата внесения в протокол оценок: «_____»________________ 20__ г.
Председатель комиссии:
____________________/________________________
(подпись)

Члены комиссии:

(расшифровка)

____________________/________________________
(подпись)

(расшифровка)

____________________/________________________
(подпись)

(расшифровка)

_______________/____________________________
(подпись)

(расшифровка)

_______________/____________________________
(подпись)

(расшифровка)

Образец написания рецензии на проектную работу

по теме:

РЕЦЕНЗИЯ
на проектную работу обучающегося __________класса
МБОУ «СОШ №1» г. Бахчисарай
______________________________________________________________
(фамилия, имя и отчество)
_________________________________________________________________
(название темы проектной работы)
_______________________________________________________________

Структура рецензии:
1. Актуальность или новизна темы (поставленная в работе проблема, попытки ее решения;
почему данная тема интересна. Аналогичный раздел присутствует в структуре введения
к учебно-исследовательской/ проектной работе.).
2. Каким образом автор пытается решить эту проблему (выполнить поставленную цель).
Краткое содержание работы, основные выводы, результаты работы.
3. Личная значимость работы для ее автора, социальная значимость (чем данная работа
может быть интересна другим). Образовательный потенциал работы (предметные знания,
универсальные
умения:
какие
использовались
в
работе,
какие
были

17
приобретены). «Данная работа имеет практическую значимость» и вкратце, в чем она
заключается.
4. Соответствие работы требованиям, предъявляемым к проектной работе. «Содержание
работы соответствует целям и задачам исследовательской/проектной работы» и далее
описывается ее структура и примерное содержание – что в 1 главе, что во 2-й, что в 3-й.
Обычно эта информация также присутствует во введении (обычно в конце).
5. Общая оценка работы. Пожелания, недочеты, раскрытые в позитивной форме, возможные
направления дальнейшей работы.
Вывод: проектная работа_________________________________________
(фамилия, инициалы ученика)
по теме: «______________________________________________________________
(название темы)
отвечает (не отвечает) требованиям, предъявляемым к индивидуальному итоговому проекту и
рекомендуется (не может быть рекомендована) к защите.
РЕЦЕНЗЕНТ
__________________
______________________________
(подпись)
(ФИО)
«_____» ______________ 20___ г

Оформление титульного листа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бахчисарайская средняя общеобразовательная школа №1»
города Бахчисарай Республики Крым

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ
НА ТЕМУ
«____________________________________»

18

Выполнил:
ФИО
ученик (ца) 9 класса
МБОУ «СОШ №1»
г. Бахчисарай

Руководитель проекта:
ФИО
учитель (предмет)

г. Бахчисарай, 2020 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 09.11.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(36554) 4-49-14

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».