СОДЕРЖАНИЕ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА________________________________________________3 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА_____________________________________________________________ 3 3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ______________________________________________5 4. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ___________________________8 4.1. Модуль «Классное руководство»______________________________________________ 8 4.2. Модуль «Школьный урок»_________________________________________________________ 9 4.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности» (в том числе курс «Крымоведение»)___11 4.4. Модуль «Работа с родителями»_______________________________________________12 4.5. Модуль «Школьное самоуправление»_________________________________________13 4.6. Модуль «Профориентация «Крымский профгид»______________________________ 13 4.7. Конкурсные программы и проекты «Крым в моем сердце», «Крымский вернисаж» «Творческий поиск»__________________________________________________15 4.8. Модуль «Ключевые общешкольные дела «Крымский калейдоскоп»_____________ 18 4.9. Модуль «Детские общественные объединения»_________________________________19 4.10. Модуль «Организация предметно-эстетической среды «Дом, в котором уютно всем»__________________________________________________________________________20 5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ__ 21 6. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ____________________22 2 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа воспитания «МБОУ «СОШ №1» г.Бахчисарай (далее — Программа) разработана на основании Федерального Закона от 31.07.2020г. №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитании обучающихся», Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Поручения Президента Российской Федерации от 12 декабря 2014 года № ПР-2876 п.7, Письма Министерства просвещения Российской Федерации от 04.08.2020 № ДГ-1249/06 «О внедрении примерной программы воспитания», в соответствии с Примерной республиканской программой воспитания «Крым в сердце моем», утвержденной 2 июня 2020 года на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию Института стратегии развития образования РАО. Программа направлена на приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития Крыма, России и мира, умение ими находить решение проблем гармоничного вхождения в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Воспитательная Прогамма является обязательной частью основной образовательной программы МБОУ «СОШ №1» г.Бахчисарай и призвана помочь всем участникам образовательного процесса реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности и тем самым сделать свою школу воспитывающей организацией Вместе с тем, Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных в ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности. Срок действия Программа 5 лет. Участники Программы: обучающиеся, родители (законные представители), классные руководители, учителя-предметники, педагог-библиотекарь, педагог-психолог, педагогорганизатор, заместитель директора по воспитательной работе, социальные партнеры школы. 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Приоритетной задачей МБОУ «СОШ №1» г.Бахчисарай в сфере воспитания детей, согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2026 года, является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины, любящей свой родной край, свою малую Родину – Крым. Бахчисарайский район имеет богатейшее историко-культурное наследие. На ее территории имеются памятники цивилизаций разных времен: наскальные рисунки бронзового века урочища Таш-Аир близ Бахчисарая, средневековые «пещерные» города и монастыри (Мангуп, Чуфут-Кале), комплекс Ханского дворца в Бахчисарае, Успенский пещерный монастырь, мечети Тохтлы-Джами, Молла-Мустафа. С Бахчисараем связаны имена выдающихся деятелей науки, искусства, литературы: И. Айвазовского, И. Гаспринского, А. Пушкина и др. Территория Крыма была плацдармом локальных и мировых войн. На территории района во время Великой Отечественной войны сражались отважные крымские партизаны и подпольщики. 3 Бахчисарай является ярким примером многовекового мирного добрососедства разных народов и вероисповеданий. Социально-экономические изменения в жизни России, в целом, и Республики Крым и г.Бахчисарая, в частности, требуют от современной молодежи умения гибко реагировать на смену условий жизни, адаптироваться к насущным социальным и профессиональным требованиям, жить в многонациональном и поликультурном мире. Повышение роли личности во всех сферах общественной жизни актуализирует проблему воспитания устойчивости личности в окружающем мире. Исторические события 2014 года, связанные с возвращением Крыма в состав Российской Федерации, ярко продемонстрировали высокий патриотический потенциал крымского общества, основанный на цивилизационном выборе, чувстве неотъемлемой сопричастности у народа Крыма к российскому культурному и духовному миру. Исходя из выше сказанного, традиционными приоритетными направлениями в сфере воспитания детей в МБОУ «СОШ №1» г.Бахчисарай является воспитание патриотизма как основы всей воспитательной работы и формирование любви к родному краю как основополагающего элемента воспитания патриота страны; воспитание доброжелательного, бережного отношения к народам населяющим Крымский полуостров, формирование у детей и молодежи готовности к осознанной жизни в духе взаимопонимания мира, согласия между всеми народами, этническими национальностями, религиозными группами; воспитание жизнестойкости как черты характера, противостоящей любому негативному влиянию и позитивно воспринимающей мир и свое место в нем. Процесс воспитания в МБОУ «СОШ №1» г.Бахчисарай основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников: - неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации; - ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов; - реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; - организация основных совместных дел школьников и педагогов как предмета совместной заботы и взрослых, и детей; - системность, целесообразность и не шаблонность воспитания как условия его эффективности. Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие: - стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов; - важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов; - в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора); - в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников, а также их социальная активность; - педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений; - ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции. 4 3. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ Основная идея воспитательной системы МБОУ «СОШ №1» г.Бахчисарай организация учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего сохранение и укрепление нравственного, физического, психологического, духовного и социального здоровья детей. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин Республики Крым и России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Крыма и Российской Федерации. Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие школьников, проявляющееся: 1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний); 2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений); 3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел). Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели. Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты, которым необходимо уделять чуть большее внимание на разных уровнях общего образования: 1. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут. Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе – статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений школьников и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие: - быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим; - быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца; - знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну; - беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы); - проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе; - стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; - быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым; - соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни; 5 - уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья; - быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших. Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений. 2. В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений: - к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья; - к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне; - к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать; - к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека; - к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье; - к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; - к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение; - к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир; - к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества; - к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития школьника, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, его поступки, его повседневную жизнь. Выделение данного приоритета в воспитании обучающихся по уровням основного общего образования, связано с особенностями детей подросткового возраста: с их стремлением утвердить себя как личность в системе отношений, свойственных взрослому миру. В этом возрасте особую значимость для детей приобретает становление их собственной жизненной позиции, собственных ценностных ориентаций. Подростковый возраст – наиболее удачный возраст для развития социально значимых отношений школьников. 3. В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел. Выделение данного приоритета связано с особенностями школьников юношеского возраста: с их потребностью в жизненном самоопределении, в выборе дальнейшего жизненного пути, который открывается перед ними на пороге самостоятельной взрослой жизни. Сделать правильный выбор старшеклассникам поможет имеющийся у них реальный практический опыт, который они могут приобрести в том числе и в школе. Важно, чтобы опыт оказался социально значимым, так как именно он поможет гармоничному вхождению школьников во взрослую жизнь окружающего их общества. Это: 6 - опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких; - трудовой опыт, опыт участия в производственной практике; - опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции; - опыт природоохранных дел; - опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице; - опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности; - опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения; - опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей; - опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт; - опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации. Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирования других составляющих общей цели воспитания. Приоритет — это то, чему педагогам, работающим со школьниками конкретной возрастной категории, предстоит уделять большее, но не единственное внимание. Добросовестная работа педагогов, направленная на достижение поставленной цели, позволит ребенку получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше ориентироваться в сложном мире человеческих взаимоотношений, эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей. Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение следующих основных задач : 1) развивать творческие способности одарённых детей Крыма, реализовывать их творческий и интеллектуальный потенциал; стимулировать талантливую молодёжь Крыма, презентовать их достижения в различных отраслях искусства, науки и других сферах деятельности, популяризировать детское творчество; пропагандировать крымское региональное культурное наследие; 2) реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе; 3) реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы и республиканском уровне; 4) вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности, пропагандировать региональный крымоведческий потенциал; 5) использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися; 6) инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ; 7) поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций; 8) организовывать профориентационную работу со школьниками используя крымский опыт; 9) развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее воспитательные возможности, создавая школьный дом, в котором уютно всем; 10) организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей. 7 Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников. 4. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Практическая реализация цели и задач воспитания в МБОУ «СОШ №1» г.Бахчисарай осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле. 4.1. Модуль «Классное руководство» Осуществляя работу с классом, педагог (классный руководитель, воспитатель, куратор, наставник, тьютор и т.п.) организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями; принимает активное участие в ежегодном крымском региональном конкурсе педагогического мастерства «Лучший классный руководитель»; ежегодном крымском «Форуме классных руководителей», выполняет (использует в работе) постановление резолюции Всекрымского съезда классных руководителей (1 раз в 5 лет); региональном конкурсе видео-уроков «Урок нравственности»; региональном этапе Всероссийского конкурса «Воспитать человека»; республиканском этапе Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям»; республиканском конкурсе методических материалов по дополнительному естественнонаучному образованию детей; республиканском мероприятии «Фестиваль педагогических инициатив»; Всероссийском профессиональном конкурсе «Учитель будущего» платформы «Россия – страна возможностей» и другие. Работа с классным коллективом: инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе; организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе; проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения; сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса; выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе. Индивидуальная работа с учащимися: изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются 8 с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) – со школьным психологом; поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить; индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи; коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе. Работа с учителями, преподающими в классе: регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися; проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников; привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке; привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей. Работа с родителями учащихся или их законными представителями: регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом; помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками; организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников; создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей; привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса; организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы. 4.2. Модуль «Школьный урок» Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее: установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; 9 привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения; использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи; инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения; проведение в МБОУ «СОШ №1»г.Бахчисарай единых уроков в рамках Календаря образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры, а также посвященных памятным датам в истории Республики Крым: - урок, посвященный Дню знаний (1 сентября); - урок, посвященный Дню окончания Второй мировой войны (2 сентября); - урок, посвященный Дню солидарности в борьбе с терроризмом (3 сентября); - урок, посвященный Крымской войне 1853-1856 годов (9 сентября); - урок, посвященный Дню Государственного герба и Государственного флага Республики Крым (24 сентября); - урок, посвященный Дню гражданской обороны (2 октября); - урок, посвященный, Международному дню учителя (5 октября); - Всероссийский урок «Экология и энергосбережение» в рамках Всероссийского фестиваля энергосбережения #ВместеЯрче; - Всероссийский урок безопасности школьников в сети «Интернет» (28-30 октября); - Урок памяти (День памяти политических репрессий) (30 октября); - урок, посвященный Дню народного единства (4 ноября); - урок, посвященный Всемирному дню борьбы со СПИДом (1 декабря); - урок, посвященный Дню Неизвестного Солдата (3 декабря); - урок, посвященный Дню Героев Отечества (9 декабря); - урок, посвященный Дню Конституции Российской Федерации (12 декабря); - урок, посвященный Дню Республики Крым (20 января); - урок, посвященный Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год) (27 января); - урок, посвященный Дню защитника Отечества (23 февраля); 10 - урок, посвященный Всемирный день гражданской обороны (1 марта); - урок, посвященный Международному женскому дню (8 марта); - урок, посвященный Дню Общекрымского референдума 2014 года и Дню воссоединения Крыма с Россией (16, 18 марта); - урок, посвященный Дню местного самоуправления (21 апреля); - урок, посвященный Дню пожарной охраны. Тематический урок ОБЖ (30 апреля); - урок, посвященный Дню Победы советского народа в Великой Отечественной войне 19411945 годов (9 мая). 4.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности» (в том числе курс «Крымоведение») Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности осуществляется преимущественно через: - вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах; - формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу; - создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения; - поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций; - поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления. - реализацию крымского компонента в преподавании курсов внеурочной деятельности в МБОУ «СОШ №1» г.Бахчисарай: курс «Крымоведение» (авторы А.В. Супрычев, Л.В. Наумова); курс «Основы православной культуры Крыма» (авторы Т.И. Титова протоиерей А. Якушечкин); курс по выбору «Основы исламской культуры Крыма» (авторы М.А. Хайруддинов, Л.А. Рустемова); курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ); курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДКНР) Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов. Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира. Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности, создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие. Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей. Туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на воспитание у школьников любви к своему краю, его истории, культуре, природе, на развитие 11 самостоятельности и ответственности школьников, формирование у них навыков самообслуживающего труда. Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых. Трудовая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие творческих способностей школьников, воспитание у них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду. Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде. 4.4. Модуль «Работа с родителями» Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности На групповом уровне: Общешкольный родительский комитет и Попечительский совет школы, участвующие в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей; родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов; родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные уроки и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в школе; общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников; семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей; родительские форумы при школьном интернет-сайте, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов. На индивидуальном уровне: работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций; участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка; помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности; индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей. В МБОУ «СОШ №1» г.Бахчисарай проведения мероприятий с участием родителей являются: - обучение родителей, законных представителей несовершеннолетних детей образовательных организаций Республики Крым основам детской психологии и педагогики (во исполнение п.7 поручения Президента Российской Федерации от 12 декабря 2014 года № ПР2876); 12 - участие родителей в исследовании «Образ жизни подростков в сети», образовательных программах в области безопасности и развития детей в сети «Интернет» в рамках проведения мероприятий Всероссийского урока безопасности школьников в сети «Интернет»; 4.5. Модуль «Школьное самоуправление» Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку учащимся младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в детско-взрослое самоуправление. Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом На уровне школы: через деятельность выборного Совета учащихся, создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы; через деятельность Совета старост, объединяющего старост классов для облегчения распространения значимой для школьников информации и получения обратной связи от классных коллективов; через работу постоянно действующего школьного актива, инициирующего и организующего проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов и т.п.); через деятельность творческих советов дела, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.; через деятельность созданной из наиболее авторитетных старшеклассников и курируемой школьным психологом группы по урегулированию конфликтных ситуаций в школе. На уровне классов: через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров (например, старост, дежурных командиров), представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей; через деятельность выборных органов самоуправления, отвечающих за различные направления работы класса (например: штаб спортивных дел, штаб творческих дел, штаб работы с младшими ребятами); через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп, отправляющихся в походы, на экскурсии, осуществляемую через систему распределяемых среди участников ответственных должностей. На индивидуальном уровне: через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел; через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т.п. 4.6. Модуль «Профориентация «Крымский профгид» Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору 13 своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего; профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности; экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии; посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах; организация на базе пришкольного детского лагеря отдыха профориентационных смен, в работе которых принимают участие эксперты в области профориентации и где школьники могут глубже познакомиться с теми или иными профессиями, получить представление об их специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развивать в себе соответствующие навыки; совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования; участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер классах, посещение открытых уроков; индивидуальные консультации психолога для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии; освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках курсов дополнительного образования. Примерами реализации данного модуля могут быть следующие мероприятия: выставка творческих работ «Выбор профессий» в рамках регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии; участие крымских школьников в республиканской выставке-презентации «Введение в мир профессий»; совместную деятельность с Государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования Республики Крым «Крымский центр развития профессионального образования» и проведение ежегодной выставки республиканских профессиональных образовательных учреждений «Образование и карьера»; проведение цикла Всероссийских открытых онлайн-уроков «ПроеКТОриЯ» в рамках регионального проекта «Успех каждого ребенка»; участие школьников в Программе ранней профессиональной подготовки и профориентации WorldSkills; участие школьников в работе творческой площадки открытого регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (Worldskills Russia) Республики Крым; работу с территориальными отделениями Государственного казенного учреждения Республики Крым «Центр занятости населения»; 14 профессиографические экскурсии на предприятия, работающие на территории муниципальных образований Республики Крым; использование базы детского технопарка «Кванториум» (в городах и районах, где функционируют) для проведения мастер-классов по квантумам с целью освоения высокотехнологичных направлений деятельности при выборе будущей профессии. А также работа педагога-психолога и социального педагога по профориентации обучающихся. 4.7. «Конкурсные программы и проекты «Крым в моем сердце», «Крымский вернисаж», «Творческий поиск» В Республике Крым с целью поиска, выявления, развития и поддержки одарённых детей Крыма, реализации их творческого и интеллектуального потенциала, стимулирования талантливой молодёжи, презентации достижений в различных отраслях искусства, науки и других сферах деятельности, популяризации детского и юношеского творчества, пропаганды регионального культурного наследия проводится более 300 конкурсов, фестивалей, олимпиад, соревнований и иных мероприятий, направленных на гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, физическое, трудовое, экологическое воспитание, приобщение детей к культурному наследию. Традиционными для МБОУ «СОШ №1» г.Бахчисарай являются такие конкурсные программы, как: «Крымский вальс», «Мы – наследники Победы!», «Прикосновение к истокам», «Крым в моем сердце», фестиваль детского творчества «Крымский вундеркинд», «Таланты многодетной семьи», «Зерно истины», «Сердце, отданное людям», конкурс семейных школьных команд «Семейный очаг», конкурс творческих работ «Хочу написать Закон», телевизионный конкурс знатоков православной культуры «Зерно истины», республиканская конференция учащихся общеобразовательных учреждений Республики Крым «Православие в Крыму: история, традиции, современность» и др. При реализации воспитательной работы в рамках данного модуля образовательная организация учитывает конкурсные программы и проекты, реализуемые на школьном и муниципальном уровне, а также может дополнять мероприятиями республиканского и всероссийского уровней. При организации работы данного модуля рекомендуется осуществлять взаимодействие с учреждениями дополнительного образования, расположенными на территории муниципального образования Республики Крым (центры творчества, ДЮСШ, школы искусств и др.). Примерами конкурсных программ республиканского, всероссийского уровней могут быть, в том числе традиционные мероприятия республиканских учреждений дополнительного образования, платформы «Россия страна возможностей», Общероссийской общественногосударственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»: ГБОУ ДО РК «Дворец детского и юношеского творчества» Республиканский фестиваль «Крымский вальс» для выпускников общеобразовательных учреждений Республики Крым Республиканский открытый фестиваль-конкурс детского творчества «Крым в сердце моем» Республиканский конкурс детских рисунков, плакатов «Я – против коррупции» Республиканский конкурс на знание Конституции Российской Федерации Республиканский конкурс юных журналистов, поэтов и прозаиков «Мой голос» среди учащихся образовательных организаций Республики Крым Республиканский смотр-конкурс среди общеобразовательных и дошкольных образовательных организации на лучшую организацию работы по профилактике детского дорожнотранспортного травматизма «Безопасность детей в наших руках» Республиканский конкурс детского творчества по безопасности дорожного движения среди воспитанников и учащихся образовательных организаций Республики Крым «Дорога глазами детей» 15 Республиканский этап Всероссийского конкурса юных инспекторов движения «Безопасное колесо – 2020» Республиканский открытый фестиваль-конкурс «Парад солистов» среди учащихся образовательных организаций Республики Крым Республиканский патриотический конкурс детского творчества «Ради жизни на земле!..» среди учащихся образовательных организаций Республики Крым Республиканская выставка-конкурс декоративно-прикладного творчества «Прикосновение к истокам» среди учащихся образовательных организаций Республики Крым Республиканский фестиваль-конкурс «Школьные подмостки» среди театральных коллективов образовательных организаций Республики Крым ГБОУ ДО РК «Центр детско-юношеского туризма и краеведения» Республиканская патриотическая краеведческая конференция учащихся «Крым – наш общий дом», посвященная 75-летию Великой Победы; Республиканский туристский слет обучающихся образовательных учреждений Республики Крым; Слет юных туристов «Крымская осень» Региональный этап Всероссийской туристско-краеведческой экспедиции «Я познаю Россию» Всероссийские спортивные соревнования школьников «Президентские состязания» Всероссийские спортивные игры школьников «Президентские спортивные игры» ГБОУ ДО РК «Малая академия наук «Искатель» Республиканский заочный конкурс работ юных фотохудожников «Крым – полуостров мечты» Республиканский конкурс-защита научно-исследовательских работ МАН «Искатель» Республиканский конкурс «Космические фантазии» Республиканский заочный конкурс «Мирный космос» Республиканская выставка работ кружков по начальному техническому моделированию Республиканский конкурс «Мы – гордость Крыма» Республиканский фестиваль робототехники «КвантоРоботикс» Республиканские соревнования по авиамодельному спорту (микроавиамодели) Республиканские соревнования по начальному техническому моделированию для учащихся дополнительного образования младшего школьного возраста Республиканский конкурс по радиоэлектронному конструированию Республиканская выставка - конкурс технического творчества «Наш поиск и творчество - тебе, Родина!» Республиканский фестиваль «Доступный космос» Республиканский конкурс исследовательских работ и проектов учащихся младшего школьного возраста «Я – исследователь» (1-4 класс) Республиканский конкурс по ИКТ «С компьютером на ТЫ» Республиканские соревнования по судомодельному спорту (модели до 600 мм) Республиканский конкурс исследовательских работ и проектов учащихся среднего школьного возраста «Шаг в науку» Республиканская научно-практическая конференция «Космос. Земля. Человек» Республиканский конкурс дополнительных общеобразовательных программ для одаренных детей и талантливой молодежи Крымские открытые соревнования (радиоуправляемые модели планеров, самолетов, электролетов) Республиканские соревнования по автомобильному спорту (картинг) Республиканские соревнования «Чемпионат Крыма по автотрассовым моделям среди учащейся молодежи» Республиканские соревнования по авиамодельному спорту (схематические модели) 16 Республиканские соревнования по авиамодельному спорту (модели свободного полета) Республиканский заочный фестиваль детского экранного творчества «Магический экран» Крымское открытое первенство по спортивной радиопеленгации Республиканское соревнование по робототехнике «Кубок РТК мини: Республика Крым» Республиканская выставка - конкурс декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства «Знай и люби свой край» Крымские открытые соревнования по судомодельному спорту в открытых бассейнах (яхты, радиоуправляемые модели) Республиканский Турнир юных физиков Турнир по мастерству в области аддитивных технологий Республиканский конкурс по 3D-технологиям Крымский форум талантливых и одаренных детей «Интеллектуальный старт-ап» Республиканский инженерный Хакатон Республиканские соревнования «Чемпионат Крыма по автотрассовым моделям среди учащейся молодежи» ГБОУ ДО РК «Эколого-биологический центр» Республиканский конкурс природоведческих исследовательских проектов «Первооткрыватель» для учащихся 1-4 классов Республиканская научно-практическая конференция учащихся «Проблемы охраны окружающей среды» Республиканская турнирная программа «ЭКОС» для учащихся 6-7 классов Республиканская эколого-природоохранная акция «К чистым истокам» Республиканская эколого-природоохранная акция «Птица года» Республиканский конкурс «Исследовательский старт» для учащихся 5-7 классов Республиканская экологическая акция «Сохраним можжевельники Крыма» ГБОУ ДО РК «Школа Искусств» Республиканский этап Всероссийского фестиваля школьных хоров «Поют дети России» Открытый Фестиваль-конкурс детских фольклорных коллективов «Крымский Терем» Платформа «Россия – страна возможностей» Всероссийский конкурс для школьников 8-10 классов «Большая перемена» Всероссийский конкурс «РДШ – территория самоуправления» «Олимпиада Национальной технологической инициативы. Junior» в рамках Всероссийских командных инженерных соревнований для школьников международного инженерного чемпионата «CASE-IN» среди школьников, студентов и молодых специалистов Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников» Всероссийский конкурс ораторского мастерства «Лига ораторов» (участники с 5 по 11 классы) Всероссийский проект «Медиаграмотность» (участники от 12 лет) Всероссийский проект «Экотренд» (участники от 8 лет) Всероссийский фестиваль «Веселые старты» (участники 2-4 классы) Всероссийские соревнования по русскому силомеру «Сила РДШ» среди обучающихся общеобразовательных организаций (участники от 7 лет, с 1 по 10 классы) Всероссийский турнир по шахматам на кубок Российского движения школьников Всероссийские детско-юношеские военно-спортивные игры: «Зарничка», «Зарница», «Орленок» 17 Всероссийский проект «Школьный музей» (участники с 5 по 11 классы) Всероссийский проект «Информационная культура и безопасность» (участники от 8 лет) Всероссийский проект «Дизайн информации и пространства» (участники от 12 лет) Всероссийский проект «Здоровье с РДШ» (участники от 8 лет) Всероссийский проект «Классный час. Перезагрузка» (участники от 8 лет) Всероссийский проект «Профориентация в цифровую эпоху» (участники от 8 лет) Всероссийский проект «Игротека» (участники от 11 лет) Всероссийский конкурс лидеров и руководителей детских и молодежных общественных объединений «Лидер XXI века» Всероссийский конкурс «Лучшая команда РДШ» Всероссийский проект «Лига добровольческих отрядов» Всероссийский конкурс «Доброволец России» номинация «Юный доброволец» 4.8. Модуль «Ключевые общешкольные дела «Крымский калейдоскоп» Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Это не набор календарных праздников, отмечаемых в школе, а комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для школьников, объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогами для детей. Для этого в образовательной организации используются следующие формы работы На внешкольном уровне: социальные проекты – ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые школьниками и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума. открытые дискуссионные площадки – регулярно организуемый комплекс открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических, родительских, совместных), на которые приглашаются представители других школ, деятели науки и культуры, представители власти, общественности и в рамках которых обсуждаются насущные поведенческие, нравственные, социальные, проблемы, касающиеся жизни школы, города, страны. проводимые для жителей микрорайона и организуемые совместно с семьями учащихся спортивные состязания, праздники, фестивали, представления, которые открывают возможности для творческой самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих. участие во всероссийских, общекрымских и муниципальных акциях, посвященных значимым событиям. На школьном уровне: общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы. торжественные мероприятия, связанные с переходом учащихся на следующий уровень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей. капустники – театрализованные выступления педагогов, родителей и школьников с элементами доброго юмора, пародий, импровизаций на темы жизни школьников и учителей. Они 18 создают в школе атмосферу творчества и неформального общения, способствуют сплочению детского, педагогического и родительского сообществ школы. церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы. Это способствует поощрению социальной активности детей, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу. На уровне классов: выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел; участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел; проведение в рамках класса итогового анализа детьми общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела. На индивидуальном уровне: вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.); индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел; наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми; при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы. 4.9. Модуль «Детские общественные объединения» Действующее на базе образовательной организации детское общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Его правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) "Об общественных объединениях" (ст. 5). Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через утверждение и последовательную реализацию в детском общественном объединении демократических процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетность выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных органов и т.п.), дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения; организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других. Такими делами могут являться: посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям; совместная работа с учреждениями социальной сферы (проведение культурно-просветительских и развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений, помощь в благоустройстве территории данных учреждений и т.п.);участие школьников в работе на прилегающей к школе территории (работа в школьном саду, уход за деревьями и кустарниками, благоустройство клумб) и другие; договор, заключаемый между ребенком и детским общественным объединением, традиционной формой которого является Торжественное обещание (клятва) при вступлении в 19 объединение. Договор представляет собой механизм, регулирующий отношения, возникающие между ребенком и коллективом детского общественного объединения, его руководителем, школьниками, не являющимися членами данного объединения; клубные встречи – формальные и неформальные встречи членов детского общественного объединения для обсуждения вопросов управления объединением, планирования дел в школе и микрорайоне, совместного пения, празднования знаменательных для членов объединения событий; рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения в него новых участников (проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.); поддержку и развитие в детском объединении его традиций, формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения особой символики детского объединения, проведения ежегодной церемонии посвящения в члены детского объединения, создания и поддержки интернет-странички детского объединения в соцсетях, организации деятельности пресс-центра детского объединения, проведения традиционных огоньков – формы коллективного анализа проводимых детским объединением дел); участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Это может быть как участием школьников в проведении разовых акций, которые часто носят масштабный характер, так и постоянной деятельностью школьников. Образовательные организации Республики Крым способствуют созданию и развитию деятельности следующих детских общественных организаций: - Крымское региональное отделение Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» (ресурсный центр ГБОУ ДО РК «Дворец детско-юношеского творчества»); - Региональное отделение Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ» (Координатор ГБОУ ДО РК «Крымпатриотцентр»); - отряды юных инспекторов движения (координатор ГБОУ ДО РК «Дворец детского и юношеского творчества»); - отряды Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности»; - дружины «Юные спасатели», «Юные пожарные»; - объединения юных экологов, туристов, патриотические, литературные клубы. 4.10. Модуль «Организация предметно-эстетической среды «Дом, в котором уютно всем» Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметноэстетической средой школы как: оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок школьников на учебные и внеучебные занятия; размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин определенного художественного стиля, знакомящего школьников с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.); озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, тенистых аллей, оборудование во дворе школы беседок, спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для 20 школьников разных возрастных категорий, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить свободное пространство школы на зоны активного и тихого отдыха; создание и поддержание в рабочем состоянии в вестибюле школы стеллажей свободного книгообмена, на которые желающие дети, родители и педагоги могут выставлять для общего пользования свои книги, а также брать с них для чтения любые другие; благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе со школьниками своих классов, позволяющее учащимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими детьми; размещение в коридорах и рекреациях школы выставок творчества учащихся; событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.); совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой школьной символики (флаг школы, гимн школы, эмблема школы, логотип, элементы школьного костюма и т.п.), используемой как в школьной повседневности, так и в торжественные моменты жизни образовательной организации – во время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и иных происходящих в жизни школы знаковых событий; регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов по благоустройству различных участков пришкольной территории (например, высадке культурных растений, закладке газонов, сооружению альпийских горок, созданию инсталляций и иного декоративного оформления отведенных для детских проектов мест); акцентирование внимания школьников посредством элементов предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях школы, ее традициях, правилах. 5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения. Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации образовательной организации) внешних экспертов. Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе, являются: - принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс; - принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами; - принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности; - принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей. Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса могут быть следующие: 1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика 21 личностного развития школьников каждого класса. Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы. Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу. 2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, активом старшеклассников и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы. Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы. Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с - качеством проводимых общешкольных ключевых дел; - качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов; - качеством организуемой в школе внеурочной деятельности; - качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков; - качеством существующего в школе ученического самоуправления; - качеством функционирующих на базе школы детских общественных объединений; - качеством проводимых в школе экскурсий, экспедиций, походов; - качеством профориентационной работы школы; - качеством работы школьных медиа; - качеством организации предметно-эстетической среды школы; - качеством взаимодействия школы и семей школьников. Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу. 6. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ формирование воспитательного пространства; становление и развитие ученического самоуправления; усиление межведомственного взаимодействия в вопросах воспитания; усиление роли семьи в воспитании детей; рост количества родителей, активно участвующих в организации, управлении и развитии образовательного процесса повышение уровня удовлетворенности обучающихся и родителей качеством образовательных услуг, жизнедеятельностью МБОУ «СОШ №1» г.Бахчисарай; рост охвата обучающихся услугами дополнительного образования и внеурочной деятельностью. 22