Аннотации к рабочим программам начальной школы УМК ШКОЛА РОССИИ

АННОТАЦИИ
К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
ПО ФГОС НОО УМК «ШКОЛА РОССИИ»

Цель рабочей программы – создание условий для планирования, организации и
управления
образовательным процессом по определённой учебной дисциплине (образовательной
области).
Все рабочие программы по ФГОС НОО содержат следующие разделы:
1)
личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
конкретного учебного предмета, курса;
2)
содержание учебного предмета, курса;
3)
тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся;
4)
календарно – тематическое планирование
5)
лист корректировки рабочей программы

2

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
планируемых результатов начального общего образования, на основе Примерной программы
начального общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с
русским
языком
обучения
и
авторской
программы В. П. Канакиной, В.
Г. Горецкого, М. В. Бойкина «Русский язык» (из сборника рабочих программ «Школа России»)
М.: «Просвещение», 2014 г., к учебнику В. П. Канакина, В. Г. Горецкий и др. Русский язык. 1–4
класс. М.: «Просвещение», 2015 г.
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок
начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения;
формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;
духовно- нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и
коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой
всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и
творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в
духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка,
и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через
посредство той же среды – отечественного языка» (К. Д. Ушинский).
Изучение русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы
лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников
начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на
этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
 формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и
письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного,
безошибочного письма как показателя общей культуры человека.


Общая характеристика курса Программ направлена на реализацию средствами предмета
«Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
 формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
 развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
 развитие коммуникативных умений;
 развитие нравственных и эстетических чувств;
 развитие способностей к творческой деятельности.
Программы определяют ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение
основных целей изучения предмета:
 развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в
соответствии с целями, задачами и условиями общения;
 формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и
4




структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав
слова), морфологии и синтаксисе;
формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно
писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические
высказывания и письменные тексты;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку,
чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение
познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных
результатов.
На изучение русского языка в начальной школе выделяется 607 часов. В 1 классе – 165 ч.
(5 ч. в неделю, 33 учебные недели): из них 110 ч. (22 учебные недели) отводится урокам
обучения письму в период обучения грамоте и 55 ч. (11 учебных недель) – урокам
русского языка. Во 2–3 классах на изучение курса выделяется по 170 ч. (5 ч. в неделю, 34
учебных недели). В 4 классе – 102 ч. (3 ч. в неделю, 34 учебных недели).

4

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
планируемых результатов начального общего образования, на основе Примерной программы
начального общего образования по литературному чтению для образовательных учреждений
с русским языком обучения и авторской программы Л. Ф. Климановой, М. В. Бойкиной
«Литературное чтение» (из сборника рабочих программ «Школа России») М.: «Просвещение»,
2014г., к учебнику Климановой Л. Ф. и др. Литературное чтение. 1–4 класс. М.:
«Просвещение», 2015 г.
Литературное чтение – один из основных предметов в обучении младших школьников. Он
формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес
к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовнонравственному и эстетическому воспитанию.
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей:

овладение
осознанным,
правильным,
беглым и выразительным
чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников;

совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение
работать с разными видами текстов;

развитие интереса к чтению и книге;

формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и
самостоятельной читательской деятельности;

развитие
художественно-творческих
и
познавательных
способностей,
эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;

формирование
эстетического отношения к слову
и
умения
понимать художественное произведение;

обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной
литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и
ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов
многонациональной России и других стран.
«Литературное чтение» как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение
в решении задач не только обучения, но и воспитания. Знакомство учащихся с доступными их
возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание
которых влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных
качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация
учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими
принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного
сотрудничества.
Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и
других видов речевой деятельности. Учащиеся овладевают осознанным и выразительным
чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для
расширения своих знаний об окружающем мире.
В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной
культуры: формируются умения составлять диалог, высказывать собственное мнение, строить
монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов,
самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию
в словарях, справочниках и энциклопедиях.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая
6

младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию
читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает
потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы
с текстом, понимает прочитанные и прослушанные произведения, знает книги, умеет их
самостоятельно выбрать и оценить.
Курс «Литературное чтение» пробуждает интерес учащихся к чтению художественных
произведений, работа с которыми не ограничивается рассмотрением сюжетно- информационной
стороны текста. Внимание начинающего читателя обращается на словесно- образную природу
художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на
нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту
поэтического слова, ценить образность словесного искусства.
Курс «Литературное чтение» готовит младшего школьника к успешному обучению
всредней школе и решает множество важнейших задач начального обучения:

освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста; воспитание интереса
кчтению и книге.

овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

воспитание
эстетического
отношения
к
действительности,
отражённой в художественной литературе.

формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника;
понимание духовной сущности произведения.
На изучение курса «Литературное чтение» в начальной школе выделяется 337 ч. В 1
классе – 99 ч. (3 ч. в неделю, 33 учебные недели): из них 66 ч. (22 учебные недели)
отводится урокам обучения чтению в период обучения грамоте 1 и 33 ч. (11 учебных
недель) – урокам литературного чтения. Во 2–3 классах на уроки литературного чтения
отводится по 68 ч. (2ч. в неделю, 34 учебные недели в каждом классе). В 4 классе на уроки
литературного чтения отводится 102 ч. (3 ч. в неделю, 34 учебные недели).

7

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «МАТЕМАТИКА»
Рабочая программа учебного предмета «Математика» разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
планируемых результатов начального общего образования, на основе Примерной программы
начального общего образования по математике для образовательных учреждений с русским
языком обучения и авторской программы М. И. Моро, С. И. Волковой, С. В. Степановой, М. А.
Бантовой, Г. В. Бельтюковой «Математика» (из сборника рабочих программ «Школа России»)
М.: «Просвещение», 2014 г., к учебнику М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова и др.
Математика. 1–4 класс. М.: «Просвещение», 2015 г.
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования.
Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения
учиться.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов
умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию
объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать
логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые
обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания
способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных
процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных
действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и
усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу
умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не
только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и
для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Основными целями начального обучения математике являются:

математическое развитие младших школьников;

освоение начальных математических знаний;

развитие интереса к математике, стремление использовать математические знания в
повседневной жизни;

привитие умений и качеств, необходимых человеку XXI века. Программа определяет
ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального
математического образования:

формирование
элементов
самостоятельной
интеллектуальной
деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания
окружающего мира (умения устанавливать, описывать,

моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);

развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического мышления;

развитие пространственного воображения;

развитие математической речи;

формирование системы начальных математических знаний и умение их применять для
решения учебно-познавательных и практических задач;

формирование умения вести поиск информации и работать с ней;

формирование
первоначальных
представлений
о компьютерной
грамотности;

развитие познавательных способностей;
8


воспитание стремления к расширению математических знаний;

формирование критичности мышления;

развитие
умений
аргументированно
обосновывать
и отстаивать
высказанное суждение, оценивать и принимать суждения других.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности
математических способов познания мира, усвоение начальных математических знаний, связей
математики с окружающей действительностью и с другими школьными предметами, а также
личностную заинтересованность в расширении математических знаний.
Начальный курс математики является курсом интегрированным: в нём объединён
арифметический, геометрический и алгебраический материал.
На изучение курса «Математика» в каждом классе начальной школы отводится
по 4ч. в неделю. Курс рассчитан на 540 ч. В 1 классе – 132 ч. (33 учебные недели), во 2–4
классах – по 136 ч. (34 учебные недели в каждом классе).

9

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
планируемых результатов начального общего образования, на основе Примерной программы
начального общего образования по окружающему миру для образовательных учреждений с
русским языком обучения и авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир» (из
сборника рабочих программ «Школа России») М.: «Просвещение», 2014 г., к учебнику А. А.
Плешаков «Окружающий мир». 1–4 класс. М.: «Просвещение», 2015 г.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение
следующих целей:
 формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе
единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком
личного опыта общения с людьми и природой;
 духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, уважительно и
бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию родной
страны и всего человечества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1.
формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в
котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2.
осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего
места в нём;
3.
формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных
опасных и чрезвычайных ситуациях;
4.
формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения
эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный
интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие,
исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных
наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве
и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать
явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место
в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии
с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и
социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму
природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот
материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей:
физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других
дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественнонаучных и
социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными
особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания,
формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения,
патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и обще-культурное единство
российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс
создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для
дальнейшего развития личности.
12

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными
и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную
шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего
поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного
восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве,
воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных
оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо
родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают
основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся
осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на
многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими
возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и
культурологической грамотности и соответствующих компетентностей: умений проводить
наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей,
правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного
природо- и культуро-сообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Поэтому данный курс играет, наряду с другими предметами начальной школы, значительную
роль в духовно- нравственном развитии и воспитании личности; формирует вектор культурноценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями
духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для
широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет
«Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках
чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и
физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и
эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих
идей:
 идея многообразия мира;
 идея целостности мира;
 идея уважения к миру.
В соответствии с ведущими идеями, особое значение при реализации программы имеют
новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
 распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для
начальной школы атласа-определителя;
 моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем
(моделей);
 эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру
природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку
соответствующих норм и правил.
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится
2 ч.в неделю. Программа рассчитана на 270 ч: 1 класс – 66 ч. (33 учебные недели), 2–4 классы –
по 68 ч. (34 учебные недели).

15

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «МУЗЫКА»
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции
духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых
результатов начального общего образования, на основе Примерной программы начального
общего образования по музыке для образовательных учреждений с русским языком обучения и
авторской программы Е. Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной «Музыка» (из сборника
рабочих программ «Школа России») М.:«Просвещение», 2014 г., к учебнику Е. Д. Критская.
Музыка. 1–4 класс. М.: «Просвещение», 2014 г.
Предмет «Музыка» в 1 классе начальной школы имеет целью введение детей в
многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными
произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и
задач:
•
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное
восприятие музыки;
•
воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного
вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине;
уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
•
развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного
мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих
способностей в различных видах музыкальной деятельности;
•
освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
•
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности:
пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально пластическом движении и импровизации.
В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у
обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и
ключевых компетенций.
Предмет музыка в 1–4 классе начальной школы имеет целью введение детей в
многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с музыкальными
произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих целей и
задач:
Цель массового музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной
культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников – наиболее полно отражает
интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников:
• воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному
искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к
своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных
народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии
его форм и жанров;
•
воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
•
развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной
памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия
лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
•
накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного
словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования,
хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих
14

способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью
целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей,
а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Отличительная особенность программы – охват широкого культурологического
пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и
включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы
(поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию
эмоционально- эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания
музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся
неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные
варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные,
например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все
это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и
«внутреннего зрения».
На изучение музыки в каждом классе начальной школе отводится 1 ч. в неделю.
Программа рассчитана на 135 ч.: в 1 классе – 33 ч. (33 учебные недели); во 2–4 классах –
по 34 ч. (34 учебные недели).

15

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» разработана
на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России, планируемых результатов начального общего образования, на основе Примерной
программы начального общего образования по изобразительному искусству для
образовательных учреждений с русским языком обучения и авторской программы
Б. М. Неменского, Л. А. Неменской, Н. А. Горяевой «Изобразительное искусство» (из сборника
рабочих программ «Школа России») М.: «Просвещение», 2014 г., к учебнику Б. М. Неменский.
Изобразительное искусство. 1–4 класс. М.: «Просвещение», 2015 г.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе –
формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры
духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как
высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть
средством
очеловечения,
формирования
нравственно-эстетической
отзывчивости
на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.
Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает
в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических)
искусств: изобразительных – живопись, графика, скульптура; конструктивных – архитектура,
дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства –
традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника
в синтетических (экранных) искусствах – искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются
в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей
с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной
деятельности для визуальных пространственных искусств:
•
изобразительная художественная деятельность;
•
декоративная художественная деятельность;
•
конструктивная художественная деятельность.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков
индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой
деятельности.
На изучение курса «Изобразительное искусство» в каждом классе начальной школе
отводится 1 ч. в неделю. Программа рассчитана на 135 ч.: в 1 классе – 33 ч. (33 учебные
недели); во 2–4 классах – по 34 ч. (34 учебные недели).

21

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ»
Рабочая программа учебного предмета «Технология» разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
планируемых результатов начального общего образования, на основе Примерной программы
начального общего образования по технологии для образовательных учреждений с русским
языком обучения и авторской программы Е. А. Лутцевой, Т. П. Зуевой «Технология» (из
сборника рабочих программ «Школа России») М.: «Просвещение», 2014 г., к учебнику Е. А.
Лутцева, Т. П. Зуева. Технология. 1–4 класс. М.: «Просвещение», 2015 г.
Представленный курс закладывает основы технологического образования, которые
позволяют дать учащимся первоначальный опыт преобразовательной художественнотворческой деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания, и
создают условия для активного освоения детьми технологии ручной обработки доступных
материалов, современных информационных технологий, необходимых в повседневной жизни
современного человека.
Цель изучения курса технологии – развитие социальнозначимых личностных качеств
(потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность,
самостоятельность, самоуважение и самооценка), приобретение первоначального опыта
практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования
элементарных конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности,
расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта, представлений о
профессиональной деятельности человека.
Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:
•
стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности познавать
культурные традиции своего региона, России и других государств;
•
формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта
творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
•
формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе
организации предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
•
формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
•
развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и
репродуктивного воображения, творческого мышления;
•
развитие регулятивной структуры деятельности, включающей
целеполагание,
планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;
•
формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки
предметно-преобразовательных действий;
•
развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе
организации совместной продуктивной деятельности;
•
ознакомление с миром профессий, их социальным значением, историей
возникновения и развития;
•
овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения
информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях,
каталоге библиотеки.
Продуктивная деятельность учащихся на уроках технологии создаёт уникальную основу
для самореализации личности. Благодаря включению в элементарную проектную деятельность
учащиеся могут реализовать свои умения, заслужить одобрение и получить признание
(например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или как
22

авторы оригинальной творческой идеи, воплощённой в материальном виде). В результате на
уроках технологии могут закладываться основы трудолюбия и способности к самовыражению,
формироваться социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности
и развития творчества, что создаёт предпосылки для более успешной социализации.
На изучение курса «Технология» в каждом классе начальной школе отводится 1 ч. в
неделю. Программа рассчитана на 135 ч.: в 1 классе – 33 ч. (33 учебные недели); во 2–4
классах – по 34 ч. (34 учебные недели).

23

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
планируемых результатов начального общего образования, на основе Примерной программы
начального общего образования по физической культуре для образовательных учреждений и
авторской программы
В. И. Ляха, А. А. Зданевича «Комплексная программа физического воспитания учащихся
1-11 классов» (из сборника рабочих программ «Школа России») М.: «Просвещение», 2014 г., к
учебнику В. И. Ляха. Физическая культура. 1–4 класс. М.: «Просвещение», 2014г.
Физическая культура – обязательный учебный курс в общеобразовательных учреждениях.
Предмет «Физическая культура» является основой физического воспитания школьников. В
сочетании с другими формами обучения – физкультурно-оздоровительными мероприятиями в
режиме учебного дня и второй половины дня (гимнастика до занятий, физкультурные минутки,
физические упражнения и игры на удлинённых переменах и в группах продлённого дня),
внеклассной работой по физической культуре (группы общефизической подготовки,
спортивные секции), физкультурно-массовыми и спортивными мероприятиями (дни здоровья и
спорта, подвижные игры и соревнования, спортивные праздники, спартакиады, туристические
слёты и походы) – достигается формирование физической культуры личности. Она включает в
себя мотивацию и потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом,
овладение основными видами физкультурно-спортивной деятельности, разностороннюю
физическую подготовленность.
Целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне
физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры
для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой
деятельности и организации активного отдыха.
Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих
образовательных задач:

• укрепление

здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие
гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению;

• формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;
• овладение школой движений;
• развитие

координационных
(точности
воспроизведения
и
дифференцирования
пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты
и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве)
и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;

• формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических
упражнений на состояние здоровья, работоспособность
(координационных и кондиционных) способностей;

и

развитие

физических

• выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении
правил техники безопасности во время занятий;

• формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и
безопасного образа жизни;

• приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми,
24

использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым
видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам
спорта;

• воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности,

отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию
психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной
деятельности.
Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная
активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой
деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются
определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и
самостоятельность.
Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре
является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом
состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности,
особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
Курс «Физическая культура» изучается с 1 по 4 класс из расчёта 3 ч. в неделю (всего
405ч.): в 1 классе – 99 ч, во 2–4 классе – 102 ч. Третий час на преподавание учебного
предмета «Физическая культура» был введён приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. №
889. В приказе было указано: «Третий час учебного предмета «Физическая культура»
использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств
обучающихся,
внедрение
современных
систем
физического
воспитания».

25

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК»
Рабочая программа учебного предмета «Родной (русский) язык» разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, закона

Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-I «О языках народов Российской
Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ); на основе Примерной рабочей
программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций,
реализующих программы начального общего образования (одобрена решением федерального
методического объединения по общему образованию, протокол от 04.03.2019, №1/19) и
авторской программы Александровой О.М., Вербицкой Л.А., Богданова С. И. Казаковой Е.И.,
Кузнецовой М.И., Петленко Л.В., Романовой В.Ю., Рябининой Л.А., Соколовой О.В. «Русский
родной язык», к учебнику Александрова О.М. и др. Русский родной язык. 1-4 класс. М:
Просвещение, 2021.
Цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и литературное
чтение на родном языке» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему
содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в
разных регионах Российской Федерации. В соответствии с этим курс русского родного
языка направлен на достижение следующих целей:
- расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной
ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование
познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через
него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам
народов России; овладение культурой межнационального общения;
-формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых
единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национальнокультурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом
этикете;
- совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц,
анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира,
отраженной в языке;
- совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих
владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение
словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому
самосовершенствованию;
приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку,
воспитание самостоятельности в приобретении знаний Содержание курса «Русский родной
язык» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как
инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет
«Родной (русский) язык» не ущемляет права тех обучающихся, которые изучают иные (не
русский) родные языки, поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не
может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык».
В содержании курса «Родной (русский) язык» предусматривается расширение сведений,
имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации
языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям
русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного
предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те
языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую
обусловленность.
26
Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской

языковой истории в связи с историей русского народа, формирование первоначальных
представлений младших школьников о сходстве и различиях русского и других
языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов
России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном
языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих
стереотипов и т. п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности,
национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и
мира.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом,
развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как
одной из основных характеристик литературного языка.
На изучение курса «Родной (русский) язык» в каждом классе начальной школе отводится
1ч. в неделю. Программа рассчитана на 135 ч.: в 1 классе – 33 ч. (33 учебные недели); во 2–4
классах – по 34 ч. (34 учебные недели), к учебнику Александрова О.М. и др. Русский родной
язык. 1-4 класс. М: Просвещение, 2021.

27

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ»
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-I «О языках народов

Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ); на основе Примерной
образовательной
программы по
учебному
предмету «Литературное чтение на родном
(русском) языке» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего
образования (одобрена решением федерального методического объединения по общему
образованию, протокол от 17.09.2020, №3/20) , к учебнику Александрова О.М. и др. Литературное
чтение на родном (русском) языке. 1-4 класс. М: Просвещение, 2021.
Цели курса :
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым
навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой
деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов;
- развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и
приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной
отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического
отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной
литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и
ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов
многонациональной России и других стран.
Программа рассчитана на формирование первоначальных представлений о единстве и
многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального
самосознания;
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие нравственных и эстетических чувств;
- развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение
основных целей изучения предмета:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в
соответствии с целями, задачами иусловиями общения;
- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и
читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и
письменные тексты;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства
сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного
интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
На изучение курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» в каждом классе
начальной школе отводится 1ч. в неделю. Программа рассчитана на 135 ч.: в 1 классе – 33 ч. (33
учебные недели); во 2–4 классах – по 34 ч. (34 учебные недели).

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, на основе
авторской программы А.Я. Данилюк и др. «Основы религиозных культур и светской этики» (из
сборника рабочих программ) М.: «Просвещение», 2014 г., к учебникам Шемшурина А. И. Основы
религиозных культур и светской этики. 4 класс. Основы светской этики. М.: «Просвещение», 2015
г.; Латышина Д.И., Муртазин М. Ф. Основы религиозных культур и светской этики. 4 класс.
Основы исламской культуры. М.: «Просвещение», 2015 г.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников
10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу
религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их
значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть
важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в
воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина,
соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные
традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального
сплочения.
Цель курса ОРКСЭ – формирование российской гражданской идентичности младшего
школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.
Задачи учебного курса:
1.
знакомство обучающихся с основами православной культуры или светской этики;
2.
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и
ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3.
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали,
полученных обучающимися в начальной школе;
4.
формирование
у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ,
обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении
гуманитарных предметов на ступени основной школы;
5.
развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного
уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса
(школьников, родителей, учителей) в национальную мировую культуру.
В основе учебно - воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные
ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество,
наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.
На изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики» 1ч. в неделю.
Программа рассчитана в 4 классе на 34 ч. (34 учебные недели).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 09.11.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(36554) 4-49-14

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».