Аннотации к рабочим программам начальной школы УМК ПЕРСПЕКТИВА 21г

АННОТАЦИИ
К РАБОЧИМ ПРОГРАММАМ
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
ПО ФГОС НОО УМК «ПЕРСЕКТИВА»

Цель рабочей программы – создание условий для планирования, организации и
управления
образовательным процессом по определённой учебной дисциплине (образовательной
области).
Все рабочие программы по ФГОС НОО содержат следующие разделы:
1)
личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
конкретного учебного предмета, курса;
2)
содержание учебного предмета, курса;
3)
тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся;
4)
календарно – тематическое планирование
5)
лист корректировки рабочей программы

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Рабочая программа по русскому для 1-4 классов обеспечивает реализацию Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования. Рабочая
программа разработана в рамках УМК «Перспектива», на основе авторской программы
Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной.
Изучение русского языка начального общего образования базового уровня направлено на
достижение следующих целей:
 познавательная цель подразумевает ознакомление учащихся с основными положениями
науки о языке и формирование знаково-символического восприятия и логического мышления
учащихся;
 социокультурная цель - изучение русского языка – включает формирование
коммуникативной компетенции учащихся: развитая устная и письменная речь, монологическая и
диалогическая речи, навыки грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры
человека.
1. Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе
необходимо решение следующих практических задач:
2. развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка
в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
3. освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского
языка;
4. овладение учащимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге,
составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты - описания и текстыповествования небольшого объема;
5. воспитание у учащихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому
языку, чувства сопричастности к сохранению его индивидуальности; побуждение
познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Программа курса обеспечивает целостное изучение родного языка в начальной школе
за счёт реализации трёх принципов:
 коммуникативного;
 познавательного;
 принципа личностной направленности обучения и творческой активности учащихся.
Начальным этапом изучения русского языка является обучение грамоте. Основное
внимание в этот период отводится изучению письменной речи и развитию фонематического
слуха детей. Параллельно с освоением письменных форм речевого общения (умениями читать
и писать) идёт совершенствование устных форм общения (умений слушать и говорить). Поэтому
ключевым понятием в содержании обучения грамоте является «общение», которое
не рассматривается статично, а разворачивается в форме деятельности, протекающей
в культурно-историческом плане — от истоков возникновения процесса общения у людей
(в письменной его форме) до развития письма на современном уровне.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного
чтения.
Изучение систематического курса русского языка обеспечивает:
 сознательное овладение (на доступном детям уровне) родным языком как средством
общения и познания для свободного пользования им в различных ситуациях общения;
 развитие коммуникативно-речевых умений (писать и говорить, слушать и читать),
функциональной грамотности и интеллектуальных способностей учащихся;
 формирование бережного отношения к языку, его богатству, глубине и выразительности;
развитие интереса к родному языку, его изучению;

 формирование стиля речевого общения учащихся, основанного на уважении
к собеседнику и его мнению;
 приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям русского языка
и отечественной культуры.
Содержание курса охватывает довольно широкий круг сведений, относящихся к разным
сторонам языка. Учащиеся знакомятся с фонетическим составом слова, с делением слова на
слоги и значащие части, с основными частями речи и важнейшими их формами, с различными
видами предложений, с членами предложений, усваивают правила правописания.
Программа предполагает знакомство учащихся с лексическим значением слова
(безтермина), с многозначностью слов, синонимией и антонимией.
В число основных содержательных линий программы входят:
 основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова
(морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
 орфография и пунктуация;
 развитие речи.
Большое значение в программе придаётся изучению языка как знаковой системы, так как
она позволяет обратить внимание на взаимодействие смысловой (содержательной) и формальной
сторон речи, что принципиально меняет систему изучения языка.
Программа предусматривает не только знакомство детей со знаково-символической
деятельностью, но и освоение основ мыслительного процесса — анализа и синтеза,
присутствующих в важнейших мыслительных операциях (сравнение, классифи-кация,
систематизация и обобщение).
В данном курсе изучение частей речи строится поэтапно: от лексики к грамматике через
различные уровни классификации и обобщения слов. Осознание различий между
грамматическим (обобщённым) и лексическим (единичным) значением слова позволяет уйти
от формального изучения грамматики.
В курсе изменён подход к изучению предложений. Предложение рассматривается как
основная коммуникативная единица языка. Сначала формируется представление о предложении
в целом (смысловая и интонационная завершённость, связи слов в предложении). Затем дети
учатся классифицировать предложения по интонации (восклицательные — невосклицательные),
по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). После того как
они накопят опыт наблюдений за предложением в различных речевых ситуациях, вводятся
определения понятий.
Отдельный, весьма важный элемент программы — знакомство со словарём.
Предполагается знакомство младших школьников с разными словарями: орфографическим,
толковым, энциклопедическим, словарём синонимов и антонимов.
Раздел «Развитие речи» предусматривает не только обогащение словаря,
совершенствование грамматического строя речи (в устной и письменной форме), освоение
различных видов работы с текстом, но и формирование представлений о речи в целом, о речевом
общении, о средствах общения (вербальных и невербальных).
Изучение систематического курса русского языка начинается с обобщения первоначальных
сведений о речевом общении и языке как средстве коммуникации, полученных в период
обучения грамоте. Программа ориентирует на выработку умений точно и ясно выражать свои
мысли в речи, решать в процессе общения ту или иную речевую задачу (одобрить, объяснить,
выразить удивление, подтвердить мысль собеседника и т. д.), держать в поле внимания
содержание речи и форму её выражения.
Помимо общих представлений о тексте, ученики получают первые сведения о различных
типах текстов (повествование, описание, рассуждение), начинают осмысливать роль слова
в художественном тексте, работают с заглавием и составляют план (с помощью учителя),
наблюдают за стилистическими особенностями художественных и научно- познавательных
текстов.

Рассмотрение языка как средства общения в конкретных коммуникативно-речевых
ситуациях и текстах (научных, деловых, художественных) помогает детям представить язык
целостно, что повышает мотивацию в обучении родному языку.
На изучение русского языка в начальной школе выделяется 607 часов. В 1 классе – 165 ч.
(5 ч. в неделю, 33 учебные недели): из них 110 ч. (22 учебные недели) отводится урокам
обучения письму в период обучения грамоте и 55 ч. (11 учебных недель) – урокам русского
языка. Во 2–3 классах на изучение курса выделяется по 170 ч. (5 ч. в неделю, 34 учебных
недели). В 4 классе – 102 ч. (3 ч. в неделю, 34 учебных недели).

2

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Рабочая программа по литературному чтению дл 1-4 классов обеспечивает реализацию
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Рабочая программа разработана в рамках УМК «Перспектива», на основе авторской
программы Л.Ф.Климановой.
Изучение предмета «Литературное чтение» начального общего образования базового
уровня направлено на достижение следующих целей:
 развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также
коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений;
формирование навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами
информации;
 приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию
её как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение
произведений;
 обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют
нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;
 введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя
интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных
произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности
и познавательной активности при выборе книг; овладение первоначальными навыками работы
с учебными и научно-познавательными текстами.
Для достижения поставленных целей изучения литературного чтения в начальной школе
необходимо решение следующих практических задач:
 освоение общеучебных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса
кчтению и книге;
 помощь в овладении речевой, письменной и коммуникативной культурой;
 воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной
в художественной литературе;
 воспитание нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника,
понимания им духовной сущности произведений.
Литературное чтение как систематический курс начинается с 1 класса сразу после
обучения грамоте и идёт параллельно с коммуникативно-речевым курсом русского языка,
имеющим с ним тесную взаимосвязь. Основной составляющей содержания курса являются
художественные произведения отечественных и зарубежных писателей, которые изучаются
в сопоставлении с научно-популярными произведениями, имеющими с ними общую тему,
но разные способы осмысления мира (логические понятия и художественный образ).
Содержание литературного чтения представлено в программе следующими разделами:
 Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.
 Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность.
 Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная
деятельность.
 Круг детского чтения. Культура читательской деятельности.
Первый раздел программы — «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения»
— ориентирован на совершенствование всех видов коммуникативно-речевой деятельности:
умений читать, писать, слушать, говорить, использовать
различные виды речевой
деятельности в разных ситуациях общения.
Программа обеспечивает развитие выразительности устной и письменной речи,
совершенствование умений слушать и говорить, читать и писать на протяжении всех лет
обучения в начальной школе.
Следующий раздел — «Виды работы с текстом. Коммуникативно- познавательная
3

деятельность».
Программа предусматривает освоение учащимися разнообразных речевых умений при
работе с текстами произведений (деление текста на части, подбор к ним заглавий, составление
плана, умения кратко и полно пересказать прочитанный текст, выделение главного
и формулирование его своими словами), а также решение различных коммуникативноречевых задач. Содержание данного раздела направлено на освоение различных видов текстов
(текст-описание, текст-рассуждение, текст- повествование), формирование умения соотносить
заглавие и содержание текста, различать учебные, научно-познавательные и художественные
тексты, определять их роль в процессе общения.
Раздел «Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно- нравственная
деятельность» нацелен на развитие художественно-эстетической деятельности, формирование
нравственно-этических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся
средствами художественной литературы.
Раздел «Круг детского чтения. Культура
читательской деятельности» определяет
содержание и выбор книг для чтения. В круг детского чтения входят произведения
отечественных и зарубежных классиков (художественные и научно- познавательные),
произведения детской литературы современных писателей России и других стран, а также
произведения устного народного творчества (сказки, былины, песенки, пословицы, загадки).
Художественно-эстетическая направленность содержания курса позволяет учащимся накопить
опыт художественно-эстетического восприятия и понимания художественных произведений.
Реализация
содержания
курса
«Литературное
чтение»
обеспечит
развитие
коммуникативно-речевых навыков и умений, введение детей в мир художественной литературы,
воспитание читательской компетентности и культуры чтения.
На изучение курса «Литературное чтение» в начальной школе выделяется 337 ч. В 1 классе
– 99 ч. (3 ч. в неделю, 33 учебные недели): из них 66 ч. (22 учебные недели) отводится урокам
обучения чтению в период обучения грамоте 1 и 33 ч. (11 учебных недель) – урокам
литературного чтения. Во 2–3 классах на уроки литературного чтения отводится по 68 ч.
(2ч. в неделю, 34 учебные недели в каждом классе). В 4 классе на уроки литературного чтения
отводится 102 ч. (3 ч. в неделю, 34 учебные недели).

4

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК»
Рабочая программа учебного предмета «Родной (русский) язык» разработана на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, закона

Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-I «О языках народов Российской
Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ); на основе Примерной рабочей
программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций,
реализующих программы начального общего образования (одобрена решением федерального
методического объединения по общему образованию, протокол от 04.03.2019, №1/19)
и авторской программы Александровой О.М., Вербицкой Л.А., Богданова С. И. Казаковой Е.И.,
Кузнецовой М.И., Петленко Л.В., Романовой В.Ю., Рябининой Л.А., Соколовой О.В. «Русский
родной язык», к учебнику Александрова О.М. и др. Русский родной язык. 1-4 класс.
М: Просвещение, 2021.
Цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и литературное
чтение на родном языке» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему
содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка
в разных регионах Российской Федерации. В соответствии с этим курс русского родного
языка направлен на достижение следующих целей:
- расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной
ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование
познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через
него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам
народов России; овладение культурой межнационального общения;
-формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых
единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национальнокультурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом
этикете;
- совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц,
анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира,
отраженной в языке;
- совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих
владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение
словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому
самосовершенствованию;
приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку,
воспитание самостоятельности в приобретении знаний Содержание курса «Русский родной
язык» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как
инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет
«Родной (русский) язык» не ущемляет права тех обучающихся, которые изучают иные
(не русский) родные языки, поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины,
не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский
язык».
В содержании курса «Родной (русский) язык» предусматривается расширение сведений,
имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации
языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям
русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного
предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те
языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую
обусловленность.
5

Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской
языковой истории в связи с историей русского народа, формирование первоначальных
представлений младших школьников о сходстве и различиях русского и других
языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов
России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном
языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих
стереотипов и т. п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности,
национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны
и мира.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом,
развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как
одной из основных характеристик литературного языка.
На изучение курса «Родной (русский) язык» в каждом классе начальной школе отводится
1ч. в неделю. Программа рассчитана на 135 ч.: в 1 классе – 33 ч. (33 учебные недели); во 2–4
классах – по 34 ч. (34 учебные недели), к учебнику Александрова О.М. и др. Русский родной
язык.
1-4
класс.
М:
Просвещение,
2021.

6

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ (РУССКОМ) ЯЗЫКЕ»
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-I «О языках народов

Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ); на основе Примерной
образовательной
программы по
учебному
предмету «Литературное чтение на родном
(русском) языке» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего
образования (одобрена решением федерального методического объединения по общему
образованию, протокол от 17.09.2020, №3/20) , к учебнику Александрова О.М. и др. Литературное
чтение на родном (русском) языке. 1-4 класс. М: Просвещение, 2021.
Цели курса :
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым
навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой
деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов;
- развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора
и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельнойчитательской деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной
отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения
к слову и умения понимать художественное произведение;
- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной
литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде
и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов
многонациональной России и других стран.
Программа рассчитана на формирование первоначальных представлений о единстве
и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального
самосознания;
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие нравственных и эстетических чувств;
- развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение
основных целей изучения предмета:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка
в соответствии с целями, задачами иусловиями общения;
- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать
и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания
и письменные тексты;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства
сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного
интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
На изучение курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» в каждом классе
начальной школе отводится 1ч. в неделю. Программа рассчитана на 135 ч.: в 1 классе – 33 ч.
(33 учебные недели); во 2–4 классах – по 34 ч. (34 учебные недели).

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «МАТЕМАТИКА»
Рабочая
программа
по
математике
1-4
классов
обеспечивает реализацию
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
разработана в рамках УМК «Перспектива», на основе авторской программы Г.В. Дорофеева,
Т.Н. Мираковой.
Изучение математики начального общего образования базового уровня направлено
на достижение следующих целей:
 развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных
умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач,
продолжения образования;
 освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений
о математике;
 воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания
в повседневной жизни.
Основные задачи данного курса:
 обеспечение естественного введения детей в новую для них предметную область
«Математика» через усвоение элементарных норм математической речи и навыков учебной деятельности
в соответствии с возрастными особенностями (счёт, вычисления, решение задач, измерения,
моделирование, проведение несложных индуктивных и дедуктивных рассуждений, распознавание
и изображение фигур и т.д.);
 формирование мотивации и развитие интеллектуальных способностей учащихся для
продолжения математического образования в основной школе и использования математических знаний на
практике;
 развитие математической грамотности учащихся, в том числе умение работать
с информацией в различных знаково-символических формах одновременно с формированием
коммуникативных УУД;
 формирование у детей потребности и возможностей самосовершенствования. Содержание
обучения в программе представлено разделами «Числа и величины»,
«Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения.
Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».
Понятие натуральное число формируется на основе понятия множество. Оно раскрывается
в результате практической работы с предметными множествами и величинами. Сначала число
представлено как результат счёта, а позже как результат измерения. Измерение величин
рассматривается как операция установления соответствия между реальными предметами и
множеством чисел. Тем самым устанавливается связь между натуральными числами и
величинами: результат измерения величины выражается числом. Расширение понятия число,
новые виды чисел вводятся постепенно в ходе освоения счёта и измерения величин. Таким
образом, прочные вычислительные навыки остаются наиважнейшими в предлагаемом курсе.
Выбор остального учебного материала подчинён решению главной задачи — отработке техники
вычислений. Арифметические действия над целыми неотрицательными числами рассматриваются
в курсе по аналогии с операциями над конечными множествами. Действия сложения и вычитания,
умножения и деления изучаются совместно.
Осваивая данный курс математики, младшие школьники учатся моделировать ситуации,
иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения. Для этого в курсе
предусмотрены вычисления на числовом отрезке, что способствует усвоению состава числа,
выработке навыков счёта группами, формированию навыка производить вычисления осознанно.
Работа с числовым отрезком (или числовым лучом) позволяет ребёнку на начальном этапе
обучения решать достаточно сложные примеры, глубоко понимать взаимосвязь действий
сложения и вычитания. А также готовит учащихся к открытию соответствующих способов
вычислений, в том числе и с переходом через десяток, решению задач на разностное сравнение и

на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Вычисления на числовом отрезке
(числовом луче) не только способствуют развитию пространственных и логических умений, но и
обеспечивают закрепление в сознании ребёнка конкретного образа алгоритма действий, правила.
При изучении письменных способов вычислений подробно рассматриваются
соответствующие алгоритмы рассуждений и порядок оформления записей. Основная задача
линии моделей и алгоритмов в данном курсе заключается в том, чтобы наряду с умением
правильно проводить вычисления сформировать у учащихся умение оценивать алгоритмы,
которыми они пользуются, анализировать их, видеть наиболее рациональные способы действий и
объяснять их.
Формирование умения решать задачи — одна из главных целей обучения математике
в начальной школе. В предлагаемом курсе понятие задача вводится не сразу, а по прошествии
длительного периода подготовки.
Отсроченный порядок введения термина задача, её основных элементов, а также
повышенное внимание к процессу вычленения задачной ситуации из данного сюжета
способствуют преодолению формализма в знаниях учащихся, более глубокому пониманию
внешней и внутренней структуры задачи, развитию понятийного, абстрактного мышления.
На основе наблюдений и опытов учащиеся знакомятся с простейшими геометрическими
формами, приобретают начальные навыки изображения геометрических фигур, овладевают
способами измерения длин и площадей. В ходе работы с таблицами и диаграммами у них
формируются важные для практико-ориентированной математической деятельности умения,
связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных.
Большинство геометрических понятий вводится без определений. Значительное внимание
уделяется формированию умений распознавать и находить модели геометрических фигур на
рисунке, среди предметов окружающей обстановки, правильно показывать геометрические
фигуры на чертеже, обозначать фигуры буквами, читать обозначения.
В начале курса знакомые детям геометрические фигуры (круг, треугольник, прямоугольник,
квадрат, овал) предлагаются лишь в качестве объектов для сравнения или счёта предметов.
Аналогичным образом вводятся и элементы многоугольника: углы, стороны, вершины — и
первые наглядно-практические упражнения на сравнение предметов по размеру. Например, ещё до
ознакомления с понятием отрезок учащиеся, выполняя упражнения, которые построены на
материале, взятом из реальной жизни, учатся сравнивать длины двух предметов на глаз с
использованием приёмов наложения или приложения, а затем с помощью произвольной мерки
(эталона сравнения).
Особое внимание в курсе уделяется различным приёмам измерения величин. Например,
рассматриваются два способа нахождения длины ломаной: измерение длины каждого звена
с последующим суммированием и «выпрямление» ломаной.
Элементарные геометрические представления формируются в следующем порядке: сначала
дети знакомятся с топологическими свойствами фигур, а затем с проективными и метрическими.
В результате освоения курса математики у учащихся формируются общие учебные умения,
они осваивают способы познавательной деятельности.
На изучение курса «Математика» в каждом классе начальной школы отводится
по 4ч. в неделю. Курс рассчитан на 540 ч. В 1 классе – 132 ч. (33 учебные недели), во 2–4
классах – по 136 ч. (34 учебные недели в каждом классе).

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Рабочая программа по окружающему миру обеспечивает реализацию Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, разработана
в рамках УМК «Перспектива», на основе авторской программы А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая.
Изучение окружающего мира начального общего образования базового уровня направлено
на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе
единства рационально-научного познания и эмоционально - целостного осмысления ребенком личного
опыта общении с людьми и природой;

- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях
культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Из целей изучения окружающего мира вытекают следующие задачи:
- уважительного отношения к семье, к городу или деревне, к России, еѐ природе
икультуре, истории;
- понимание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего
места в нем;
- модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных
ичрезвычайных ситуациях;
- психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного
взаимодействия в социуме.
Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы,
понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно-научные знания и опыт
гуманитарных наук. Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства
мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир
рассматривается как природно-культурное целое, а человек — как часть природы, как создатель
культуры и как её продукт, т. е. тоже природно-культурное целое.
Программу определяют важнейшие компоненты культуры — норма, ценность, идеал, что
позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно-нормативного,
культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека. Таким образом, дети получают
возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с
природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры,
необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры
обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире
природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.
В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими
школьниками явления «окружающий мир»:
• природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое
и неживое, пространство ивремя как важнейшие параметры бытия;
• природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического
здоровья человека;
• мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем. Благодаря
культурологической установке программа выполняет интегрирующую роль в системе обучения
и воспитания младших школьников.
Используемый в программе подход к структурированию учебного материала позволяет год
от года выявлять отдельные стороны (аспекты) в обобщённых формулировках разделов:
 Человек и природа.
 Человек и общество.
 Правила безопасной жизни.
Так постепенно с позиции культурологического подхода и с учётом возрастных

возможностей учащихся, углубляется рассмотрение ценностно-смыслового потенциала,
заложенного в содержании курса «Окружающий мир». Сферы природной и социальной жизни
предстают в единстве и тесной взаимной связи:
 природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и
общества;
 культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём
многообразии её форм;
 наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию
закономерностей окружающего мира природы и социума;
 искусство как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов
познания человеком самого себя, природы и общества;
 человечество как многообразие народов, культур, религий;
 семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог
преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и
жизнеспособности российского общества;
 труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
 здоровый образ жизни в единстве следующих составляющих: здоровье физическое,
психическое, духовно- и социально-нравственное;
 нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историкокультурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2
ч. в неделю. Программа рассчитана на 270 ч: 1 класс – 66 ч. (33 учебные недели), 2–4 классы – по
68 ч. (34 учебные недели).

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Рабочая программа по изобразительному искусству обеспечивает реализацию Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования базового уровня,
разработана в рамках УМК «Перспектива», на основе авторской программы Т.Я. Шпикаловой,
Л.В. Ершовой.
Изучение предмета «Изобразительного искусства» начального общего образования базового
уровня направлено на достижение следующих целей:
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение
нравственного опыта, представлений о добре и зле;
- воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной
России и других стран;
- готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в
искусстве и через искусство;
- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности
творчески, способности к восприятию искусства окружающего мира, умений и навыков
сотрудничества художественной деятельности.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
- развитие способностей к художественно-образному, эмоционально - ценностному
восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего
отношения к окружающему миру;
- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и
окружающего мира;
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни
(музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
освоение
первоначальных знаний о
пластических
искусствах:
изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни
человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой;
- формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных
видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами;
совершенствование эстетического вкуса.
На изучение курса «Изобразительное искусство» в каждом классе начальной школе
отводится 1 ч. в неделю. Программа рассчитана на 135 ч.: в 1 классе – 33 ч. (33 учебные недели);
во 2–4 классах – по 34 ч. (34 учебные недели).

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ»
Рабочая программа по технологии обеспечивает реализацию Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования базового уровня разработана
в рамках УМК «Перспектива», на основе авторской программы Роговцевой Н.И.
Изучение предмета «Технология» начального общего образования базового уровня
направлено на достижение следующих целей:
- приобретение первоначального опыта практической преобразовательной приобретение
личного опыта как основы обучения и познания;
-деятельности на основе овладения технологическими знаниями,
технологическими умениями и проектной деятельностью;
- формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям
труда.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
- духовно-нравственное развитие учащихся;
- освоение нравственно-этического и социально-исторического человечества, отражѐнного в
материальной культуре;
- развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы
через формирование позитивного отношения к труду и людям труда;
- знакомство с современными профессиями;
- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном
обществе на основе знакомства с ремѐслами народов России;
- развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности
другого человека;
- воспитание толерантности к мнениям и позиции других;
- формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через
осмысление духовно - психологического содержания предметного мира и его единства с миром
природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса
изготовления изделий в проектной деятельности;
- развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на
основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой
ценностей ребѐнка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых
условиях и нестандартных ситуациях;
- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности.
Особенность программы заключается в том, что она обеспечивает изучение начального
курса технологии через осмысление младшим школьником деятельности человека на земле, на
воде, в воздухе и в информационном пространстве. Человек при этом рассматривается как
создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Усвоение содержания предмета
осуществляется на основе продуктивной проектной деятельности. Формирование конструкторскотехнологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.
Все эти особенности программы отражены в содержании основных разделов учебника:
«Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация». В программе
как особый элемент обучения предмету «Технология» представлены проектная деятельность и
средство для её организации — технологическая карта.
Особое внимание в программе отводится практическим работам, при выполнении которых
учащиеся:
● знакомятся с рабочими технологическими операциями, порядком их выполненияпри
изготовлении изделия, учатся подбирать необходимые материалы и инструменты;
●
овладевают отдельными технологическими операциями (способами работы) —
разметкой, раскроем, сборкой, отделкой и др.;
●
знакомятся со свойствами материалов, инструментами и машинами,
помогающими человеку при обработке сырья и создании предметного мира;

●
знакомятся с законами природы, знание которых необходимо при выполнении
работы;
● учатся экономно расходовать материалы;
● осваивают проектную деятельность (учатся определять цели и задачи, составлять план,
выбирать средства и способы деятельности, распределять обязанности в паре и группе, оценивать
результаты, корректировать деятельность);
● учатся преимущественно конструкторской деятельности;
● знакомятся с природой и использованием её богатств человеком.
Программа ориентирована на широкое использование знаний и умений, усвоенных детьми
в процессе изучения других учебных предметов: окружающего мира, изобразительного искусства,
математики, русского языка и литературного чтения.
На изучение курса «Технология» в каждом классе начальной школе отводится 1 ч. в неделю.
Программа рассчитана на 135 ч.: в 1 классе – 33 ч. (33 учебные недели); во 2–4 классах – по 34 ч.
(34 учебные недели).

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «МУЗЫКА»
Рабочая программа по музыке для 1-4 классов разработана в соответствии с основными
положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования второго поколения, примерной программы начального общего образования по
музыке на основе авторской программы по музыке - «Музыка.
Начальная школа», авторов: Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной.
Предмет музыка в начальной школе имеет цель: формирование фундамента музыкальной
культуры учащихся как части их общей и духовной культуры.
Введение детей в многообразный мир музыкальной культуры через знакомство с
музыкальными произведениями, доступными их восприятию и способствует решению следующих
задач:
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие
музыки;
- воспитание эмоционально – ценностного отношения к искусству, художественного вкуса,
нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к
истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного
мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно – творческих
способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении,
слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально
- пластическом движении и импровизации.
В программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у
обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и
ключевых компетенций.
В соответствии с учебным планом школы на изучение данной программы выделено: 1 класс
– 33 часа; 2 класс – 34 часа; 3 класс – 34 часа; 4 класс – 34 часа.

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Планирование уроков составлено на основе: В.И.Лях «Физическая культура. Рабочие
программы. Предметная линия учебников В.И. Ляха. 1-4 классы», М.: Просвещение, 2016,
рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации
Учебник: В.И. Лях. Физическая культура: 1- 4 кл. – М.: Просвещение, 2014, рекомендован
Министерством образования.
Цель учебного предмета «Физическая культура» - формирование у учащихся начальной
школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством
освоения двигательной деятельности.
Структура и содержание учебного предмета задаются в предлагаемой программе в
конструкции двигательной деятельности с выделением соответствующих учебных разделов:
«Знания о физической культуре», «Способы двигательной деятельности» и
«Физическое совершенствование».
В процессе изучения дисциплины используется технология развивающего обучения и ИКТ
технологии.
В результате изучения курса «Физическая культура» в начальной школе должны быть
достигнуты определенные результаты.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по физической
культуре являются следующие умения: активно включаться в общение и взаимодействие со
сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных
(нестандартных) ситуациях и условиях; проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство
в достижении поставленных целей; оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам,
находить с ними общий языки общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по
физической культуре являются следующие умения: характеризовать явления (действия и
поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; общаться
и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и
толерантности; обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий
физической культурой; организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее
безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; планировать
собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и
способы их улучшения; видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические
признаки в движениях и передвижениях человека; оценивать красоту телосложения и осанки,
сравнивать их с эталонными образцами; управлять эмоциями при общении со сверстниками и
взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность; технически правильно
выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и
соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по физической
культуре являются следующие умения: планировать занятия физическими упражнениями в
режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в
жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью; представлять
физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической
подготовки человека; измерять (познавать) индивидуальные показатели физического развития
(длину и массу тела), развития основных физических качеств; оказывать посильную помощь и
моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и
уважительно объяснять ошибки и способы их устранения; организовывать и проводить со
сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное

судейство; бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники
безопасности к местам проведения; организовывать и проводить занятия физической культурой с
разной целевой направленностью, подбирать для них физические
упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки; характеризовать физическую
нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по
развитию физических качеств; взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения
подвижных игр и соревнований; в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения
двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять; подавать
строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений; находить
отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять
отличительные признаки и элементы; выполнять акробатические и гимнастические комбинации на
высоком техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения; выполнять
технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной
деятельности; выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными
способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Предмет изучается: в 1 классе — 99 ч в год, во 2—4 классах — по 102 ч в год (при 3 ч в
неделю).

АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, на основе
авторской программы А.Я. Данилюк и др. «Основы религиозных культур и светской этики» (из
сборника рабочих программ) М.: «Просвещение», 2014 г., к учебникам Шемшурина А. И. Основы
религиозных культур и светской этики. 4 класс. Основы светской этики. М.: «Просвещение», 2015
г.; Латышина Д.И., Муртазин М. Ф. Основы религиозных культур и светской этики. 4 класс.
Основы исламской культуры. М.: «Просвещение», 2015 г.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников
10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу
религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их
значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть
важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в
воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина,
соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные
традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального
сплочения.
Цель курса ОРКСЭ – формирование российской гражданской идентичности младшего
школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.
Задачи учебного курса:
1.
знакомство обучающихся с основами православной культуры или светской этики;
2.
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и
ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3.
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали,
полученных обучающимися в начальной школе;
4.
формирование
у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ,
обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении
гуманитарных предметов на ступени основной школы;
5.
развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного
уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса
(школьников, родителей, учителей) в национальную мировую культуру.
В основе учебно - воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные
ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество,
наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.
На изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики» 1ч. в неделю.
Программа рассчитана в 4 классе на 34 ч. (34 учебные недели).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 09.11.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(36554) 4-49-14

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».