Пояснительная записка Нормативные документы План внеурочной деятельности МБОУ «СОШ №1» г.Бахчисарай на 2022/2023 учебный год составлен с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья. Нормативно – правовое обеспечение плана внеурочной деятельности: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями); Закон Республики Крым «Об образовании в Республике Крым» от 17.06.2015г; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных правил СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. №287; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) от 18.07.2022г. № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021г. №287» Письмо Министерства просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) от 05.07.2022 №ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций» Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 18.05.2022 № 2017/01-14 «О направлении методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым»; Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 10.06.2022 №2452/01-14 о составлении Плана внеурочной деятельности; Письмо Министерства просвещения РФ от 17.06.2022 № 03-871 («Разговор о важном»). Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 20.06.2022 №2576/01-14 с информацией для составления календарного учебного графика на 2022-2023 учебный год и методические рекомендации по его составлению. Методические рекомендации по проекту «Школа Минпросвещения России». Письмо Минпросвещения от 05.09.2018 № 03-ПГ-МП-42216. Устав МБОУ «СОШ №1» г.Бахчисарай. В соответствии с обновленным Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования организация внеурочной деятельности в школе является неотъемлемой и обязательной частью образовательного процесса в М Б ОУ « С О Ш № 1 » г.Бахчисарай. План внеурочной деятельности является обязательной частью организационного раздела основной общеобразовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №1» г.Бахчисарай. Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных от урочной. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей, и является одной из форм организации свободного времени обучающихся. Обязательным условием организации внеурочной деятельности является ее воспитательная направленность с учетом рабочей программы воспитания. Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Основные задачи организации внеурочной деятельности при получении основного общего образования: организовать общественно-полезную и досуговую деятельность учащихсясовместно с семьями обучающихся; выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся кразличным видам деятельности; создать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сферевнеурочной деятельности; продолжить формирование системы знаний, умений, навыков в избранномнаправлении деятельности; развить опыт творческой деятельности, творческих способностей; создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков; продолжить развитие опыта неформального общения, взаимодействия,сотрудничества; расширить рамки общения с социумом. Направления внеурочной деятельности План внеурочной деятельности состоит из двух частей: части, рекомендуемой длявсех обучающихся, и вариативной части. Внеурочная деятельность в части, рекомендуемой представлена следующими направлениями: для всех обучающихся, 1 час в неделю – информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» (понедельник, первый урок) с целью развития ценностного отношения обучающихся к своей Родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Реализация программы занятий «Разговоры о важном» возложена на классных руководителей; 1 час в неделю – занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся (в том числе финансовой грамотности) с целью развития способности обучающихся применять приобретённые знания, умения и навыки для решения задач в различных сферах жизнедеятельности, (обеспечение связи обучения с жизнью); 1 час в неделю – занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся (в том числе основы предпринимательства) с целью развития ценностного отношения обучающихся к труду, как основному способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни; В вариативную часть плана внеурочной деятельности включены: занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся (в том числе для сопровождения изучения отдельных учебных предметов на углубленном ровне, проектно-исследовательской деятельности, исторического просвещения) с целью интеллектуального и общекультурного развития обучающихся, удовлетворения их особых познавательных, культурных, оздоровительных потребностей и интересов; занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии (в том числе организация занятий в различных творческих объединениях – музыкальных, хоровых, танцевальных студиях, кружках художественного творчества, школьных музеях, школьных спортивных клубах, спортивных секциях и т.п.) с целью удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощи в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов; занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся (в том числе в рамках Российского движения школьников, Юнармии) с целью развития важных для жизни подрастающего человека социальных умений – заботиться о других и организовывать свою собственную деятельность, лидировать и подчиняться, брать на себя инициативу и нести ответственность, отстаивать свою точку зрения и принимать другие точки зрения. Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой через внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, до 10 часов в неделю на проведение занятий в каждом классе. Принципы организации внеурочной деятельности в МБОУ «СОШ №1» г.Бахчисарай : интерес (поможет укрепить контакты педагогов с детьми, будет способствовать формированию в глазах детей позитивного восприятия школы, уменьшит риск их вовлечения в нежелательные, антисоциальные виды деятельности); сотрудничество (помогает детям взрослеть, преодолевая свою инфантильность и развивая самостоятельность и ответственность); доверие (поможет ему сплотить вокруг себя детей и стать для них значимым взрослым, к которому дети больше прислушиваются, чьи требования и просьбы воспринимаются позитивнее, чье поведение и жизненные принципы охотнее воспринимаются ими в качестве образцов для подражания); неназидательность (содержание внеурочных занятий не должно преподноситься ребенку в форме назиданий, ребенок не должен становиться пассивным потребителем информации, важно дать ему самому делать выводы из увиденного и услышанного на занятиях: спорить, доказывать свою точку зрения, слышать мнения других). Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся и их родителей (законных представителей), и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, викторин, игр, познавательных бесед, диспутов, занятий по дополнительному или углубленному изучению учебных предметов или модулей, интегрированных курсов, олимпиад, поисковых и научных исследований, проектов, интеллектуальных марафонов, профориентационных бесед, деловых игр, квестов, решения кейсов, изучения специализированных цифровых ресурсов, профессиональных проб, моделирующих профессиональную деятельность, занятий, связанных с освоением регионального компонента образования, посещения ярмарок профессий и профориентационных парков, соревнований, спортивных игр, туристического слета, занятий школьников в различных творческих объединениях, отчетных концертов, конкурсов, выставок, культпоходов в театры, музеи, встреч с ветеранами, педагогического сопровождения деятельности Российского движения школьников, волонтерских, трудовых, экологических отрядов, создаваемых для социально ориентированной работы и т.д. Формы внеурочной деятельности сочетают индивидуальную и групповую работу школьников, а также предоставляют им возможность проявить и развить свою самостоятельность. Формирование групп обучающихся, желающих освоить те или иные программы, происходит перед началом учебного года по согласованию с родителями (законными представителями) обучающегося. Допускается формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одной параллели. Внеурочная деятельность в 5-х классах школы реализуется на основе модели преобладания учебно-познавательной деятельности. Ожидаемые результаты внеурочной деятельности: развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности; приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни, получение школьником опыта самостоятельного социального действия; формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом; формирование коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников; воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению; увеличение числа детей, охваченных организованным досугом; реализация основной цели программы - достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей. Таким образом, план внеурочной деятельности позволяет удовлетворить дополнительные образовательные запросы учащихся, их родителей (законных представителей), обеспечить развитие личности по всем направлениям. Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация проводится однократно по итогу учебного года в мае. Промежуточная аттестация по внеурочной деятельности может быть индивидуальной - защита портфолио в конце учебного года на уровне классного коллектива. Классный руководитель в течение учебного года ведет учет участия обучающегося в мероприятиях внеурочной деятельности и его достижений, заносит их в таблицу, которая является основанием для прохождения промежуточной аттестации. групповой - отчет, защита проекта, выставки творчества, смотры, концерты, спектакли, спортивные соревнования, турниры, игры, результаты исследований, фестиваль, учебноисследовательская конференция. План внеурочной деятельности для уровня ООО по ФГОС-2021 на 2022-2023 учебный год 5 класс Направление внеурочной Наименование деятельности рабочей программы Форма проведения Количество промежуточной часов аттестации в неделю 5-А Всего (нед./год) 5-Б Часть, рекомендуемая для всех обучающихся Инфрмационно«Разговоры о просветительские занятия важном» патриотической, нравственной и экологической направленности Зачетное занятие 1 1 2/66 Занятия «Основы по формированию функциональной функциональной грамотности» грамотности обучающихся Игра 1 1 2/66 Занятия, направленные на «Мир профессий» удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся Ролевая игра 1 1 2/66 Вариативная часть «Занимательный русский язык» Зачетное занятие 1 1 2/66 «Занимательная математика» Зачетное занятие 1 1 2/66 Занятия, направленные на «Киноклуб» удовлетворение интересов «Умелые ручки» и потребностей обучающихся в «Шахматы» творческом и физическом развитии (в том числе организация занятий в различных творческих объединениях — музыкальных, хоровых, танцевальных студиях, кружках художественного творчества, школьных музеях, ШСК и т. д.) Зачетное занятие 1 1 2/66 1 1/33 Занятия, направленные на реализацию особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся (в том числе для сопровождения изучения отдельных учебных предметов на углубленном уровне) Зачетное занятие Турнир 1 1/33 Занятия, направленные на «Мой удовлетворение проект» социальных интересов и потребностей обучающихся (в том числе в рамках РДШ, Юнармии) Итого за неделю Итого за учебный год первый Групповой проект 1 1 2/66 8 8 16 264 264 528