Пояснительная записка Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. Организация внеурочной деятельности ОО опирается на следующие нормативные документы: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями); Закон Республики Крым «Об образовании в Республике Крым» от 17.06.2015г; Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 18.03.2022 № 1/22; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 г. № 16; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерством просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 »; Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 20.04.2021 № 1503/01-14 «Об учебных планах общеобразовательных организаций Республики Крым на 2021/2022 учебный год»; Приказ Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования». Целевая направленность, стратегические и тактические цели внеурочной деятельности План подготовлен с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.4.2.2821-10, обеспечивает широту развития личности обучающихся, учитывает социокультурные потребности, регулирует недопустимость перегрузки обучающихся. План составлен с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья. Модель организации внеурочной деятельности ОО оптимизационная, в ее реализации принимают участие все педагогические работники учреждения (классные руководители, учителя-предметники). Координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель. Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в ОУ, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений. Механизм конструирования оптимизационной модели: 1. Администрация образовательного учреждения проводит анализ ресурсного обеспечения (материально-технической базы, кадрового обеспечения, финансово-экономического обеспечения (возможности использования внебюджетных средств, возможность осуществления платных дополнительных образовательных услуг) и определяет возможности для организации внеурочной деятельности. 2. Классный руководитель проводит анкетирование среди родителей (законных представителей) с целью: - получения информации о направлениях и еженедельной временной нагрузке обучающихся в объединениях/центрах/учреждениях дополнительного образования, учреждениях культуры и спорта (в том числе негосударственных); - знакомства родителей (законных представителей) с возможностями образовательного учреждения по организации внеурочной деятельности обучающихся (примерным планом внеурочной деятельности; программами кружков, секций, объединений; планируемыми результатами внеурочной деятельности обучающихся); - получения информации о выборе родителями (законными представителями) предпочтительных направлений и форм внеурочной деятельности детей. 3. Полученная информация является основанием для выстраивания индивидуального маршрута ребенка во внеурочной деятельности, комплектования групп (кружков, секций, клубов и др.), утверждения плана и составления расписания внеурочной деятельности обучающихся с учетом возможностей образовательного учреждения. 1. Принцип учета потребностей обучающихся и их родителей. Для этого необходимо выявление запросов родителей и обучающихся, соотнесение запроса с кадровым и материально-техническим ресурсом учреждения, особенностями основной образовательной программы учреждения. 2. Принцип гуманистической направленности. При организации внеурочной деятельности в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы становления и проявления индивидуальности и субъектности школьников, создаются условия для формирования умений и навыков самопознания обучающихся, самоопределения, самостроительства, самореализации, самоутверждения. 3. Принцип разнообразия направлений внеурочной деятельности, предполагающий реализацию максимального количества направлений и видов внеурочной деятельности, предоставляющих для детей реальные возможности свободного выбора, осуществления проб своих сил и способностей в различных видах деятельности, поиска собственной ниши для удовлетворения потребностей, желаний, интересов. 4. Принцип оптимального использования учебного и каникулярного периодов учебного года при организации внеурочной деятельности. Часть программы внеурочной деятельности может быть реализована во время каникул. Информация о времени проведения тех или иных занятий должна содержаться в рабочей программе кружка, студии. 5. Принцип учета возможностей учебно-методического комплекта, используемого в образовательном процессе. 6. Принцип успешности и социальной значимости. Усилия организаторов внеурочной деятельности направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для социального окружения образовательного учреждения. Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условияхобщеобразовательного учреждения ребёнок получает возможность подключиться к занятиям по интересам, познать новый способ существования – безоценочный, при этом обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Внеурочная деятельность опирается на содержание основного образования, интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем современной педагогики. В процессе совместной творческой деятельности учителя и обучающегося происходит становление личности ребенка. Цель внеурочной деятельности - создание условий для реализации детьми и подростками своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин. Задачи внеурочной деятельности: 1) расширение общекультурного кругозора; 2) формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания; 3) включение в личностно значимые творческие виды деятельности; 4) формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей; 5) участие в общественно значимых делах; 6) помощь в определении способностей к тем или иным видам деятельности (художественной, спортивной, технической и др.) и содействие в их реализации в творческих объединениях дополнительного образования; 7) создание пространства для межличностного общения. Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, социальное проектирование и т.д. При организации внеурочной деятельности обучающихся ОУ используются возможности учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и других организаций. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен. Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы среднего общего образования определяет образовательное учреждение. ОУ организует свою деятельность по следующим направлениям развития личности: 1. спортивно-оздоровительное; 2. социальное; 3. общеинтеллектуальное; 4. общекультурное 5. духовно-нравственное. СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени основного общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования. Основные задачи: 1. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни; 2. Использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей; 3. Развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом. Данное направление представлено кружком «ЗОЖ — основа успеха». ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Данное направление призвано обеспечить достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования. Основными задачами являются: 1. Формирование навыков научно-интеллектуального труда; 2. Развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения; 3. Формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности; 4. Овладение навыками универсальных учебных действий обучающихся на ступени среднего общего образования. Это направление представлено кружками "Калейдоскоп наук», «Исследования в биологии», «Интенсивный русский язык в вопросах и ответах». ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомство с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран – цель общекультурного направления. Основными задачами являются: 1. Формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания; 2. Становление активной жизненной позиции; 3. Воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры. Оно представлено кружками «Театральные подмостки», «Мастерская переводчика». СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Данное направление призвано обеспечить достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования. Основными задачами являются: 1. Формирование навыков научно-интеллектуального труда; 2. Формирование навыков проектирования; 3. Формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности; 4. Овладение навыками универсальных учебных действий обучающихся на ступени среднего общего образования. Оно представлено кружками «Возможности профессий», «Основы функциональной грамотности» ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ Данное направление способствует приобщению к духовно-нравственной культуре народов России, формированию традиционных российских семейных ценностей; воспитанию честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков. Оно представлено кружком «Разговоры о важном». При организации внеурочной деятельности обучающихся предполагается использование возможностей учреждений дополнительного образования, культуры и спорта. В соответствии с методическими рекомендациями внеурочная деятельность призвана предоставить обучающимся возможность выбора занятий по следующим направлениям развития личности: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное, духовнонравственное. Однако, учитывая двухсменную работу школы, недостаточное количество учебных кабинетов, наличие подвоза учащихся начальных классов из близлежащих сёл, высокую плотность работы спортивного зала, а также проведением капитального ремонта школы принято решение ограничиться минимально допустимым количеством часов занятий внеурочной деятельности (5-6 часов). Согласно п.13 ФГОС СОО внеурочная деятельность – неотъемлемая часть основной общеобразовательной программы, определяющая цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при получении среднего общего образования и реализуется организацией, осуществляющей образовательную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. ФГОС СОО фиксирует (п.18.3.2. ФГОС СОО), что объём внеурочной деятельности не должен превышать 700 часов за два года обучения (10-11 классы). План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности. План внеурочной деятельности на уровне среднего общего образования в соответствии с требованиями ФГОС СОО (п.18.3.2) определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности обучающихся при получении среднего общего образования. Учитывая поданные заявления и возможности школы, принято решение об организации внеурочной деятельности в каждом отдельном классе по пяти направлениям. План внеурочной деятельности для 10-х классов Направление внеурочной деятельности Наименование рабочей программы Форма проведения промежуточной аттестации Количество часов в неделю 10-А 10-Б Всего (нед./год) Часть, рекомендуемая для всех обучающихся Духовнонравственное «Разговоры о важном» Зачетное занятие 1 1 2/68 Социальное «Основы функциональной грамотности» Зачетное занятие 1 1 2/68 «Возможности профессий» Индивидуальный проект 1 1 2/68 «Театральные подмостки» Спектакль 1 1 2/68 Игра 1 1 2/68 Зачетное занятие 1 Общекультурное Вариативная часть Спортивнооздоровительное «ЗОЖ — основа успеха» Общеинтеллектуаль «Калейдоскоп наук» ное «Исследования в биологии» Итого в неделю Итого за учебный год Зачетное занятие 1/34 1 1/34 6 6 12 204 204 408 План внеурочной деятельности для 11-х классов Направление внеурочной деятельности Наименование рабочей программы Форма проведения Количество часов Всего промежуточной в неделю (нед./год) аттестации 11-А Часть, рекомендуемая для всех обучающихся Духовнонравственное «Разговоры о важном» Зачетное занятие 1 1/34 Социальное «Основы функциональной грамотности» Зачетное занятие 1 1/34 «Возможности профессий» Индивидуальный проект 1 1/34 «Мастерская переводчика» Портфолио 1 1/34 Игра 1 1/34 Зачетное занятие 1 1/34 Итого в неделю 6 204 Итого за учебный год 6 204 Общекультурное Вариативная часть Спортивнооздоровительное ЗОЖ — основа успеха Общеинтеллектуаль «Интенсивный ное русский язык в вопросах и ответах»