Пояснительная записка
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО следует понимать
образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и
направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной
программы основного общего образования.
Организация внеурочной деятельности ОО опирается на следующие нормативные документы:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (с
изменениями);
Закон Республики Крым «Об образовании в Республике Крым» от 17.06.2015г;
Примерная основная образовательная программа начального общего образования,
одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию, протокол от 18.03.2022 № 1/22;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N
28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи";
Санитарно-эпидемиологические
правила
СП
3.1/2.4.3598-20
«Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы
образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей
и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»,
утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача РФ от
30.06.2020 г. № 16;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 № 569 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования, утвержденный приказом Министерством просвещения
Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 »;
Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 20.04.2021 №
1503/01-14 «Об учебных планах общеобразовательных организаций Республики Крым на
2021/2022 учебный год»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации
внеурочной
деятельности
при
введении
федерального
государственного
образовательного стандарта общего образования».
Целевая направленность, стратегические и тактические цели внеурочной
деятельности
План подготовлен с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин
2.4.2.2821-10, обеспечивает широту развития личности обучающихся, учитывает социокультурные
потребности, регулирует недопустимость перегрузки обучающихся.
План составлен с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения
результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса,
сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований
к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья.
Модель организации внеурочной деятельности ОО оптимизационная, в ее реализации принимают
участие все педагогические работники учреждения (классные руководители, учителя-предметники).
Координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель. Преимущества
оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную
деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в ОУ,
содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений.
Механизм конструирования оптимизационной модели:
1. Администрация образовательного учреждения проводит анализ ресурсного обеспечения
(материально-технической базы, кадрового обеспечения, финансово-экономического обеспечения
(возможности использования внебюджетных средств, возможность осуществления платных
дополнительных образовательных услуг) и определяет возможности для организации внеурочной
деятельности.
2. Классный руководитель проводит анкетирование среди родителей (законных представителей) с
целью:
- получения информации о направлениях и еженедельной временной нагрузке обучающихся в
объединениях/центрах/учреждениях дополнительного образования, учреждениях культуры и спорта
(в том числе негосударственных);
- знакомства родителей (законных представителей) с возможностями образовательного учреждения
по организации внеурочной деятельности обучающихся (примерным планом внеурочной
деятельности; программами кружков, секций, объединений; планируемыми результатами
внеурочной деятельности обучающихся);
- получения информации о выборе родителями (законными представителями) предпочтительных
направлений и форм внеурочной деятельности детей.
3. Полученная информация является основанием для выстраивания индивидуального маршрута
ребенка во внеурочной деятельности, комплектования групп (кружков, секций, клубов и др.),
утверждения плана и составления расписания внеурочной деятельности обучающихся с учетом
возможностей образовательного учреждения.
1. Принцип учета потребностей обучающихся и их родителей. Для этого необходимо выявление
запросов родителей и обучающихся, соотнесение запроса с кадровым и материально-техническим
ресурсом учреждения, особенностями основной образовательной программы учреждения.
2. Принцип гуманистической направленности. При организации внеурочной деятельности в
максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, поддерживаются процессы
становления и проявления индивидуальности и субъектности школьников, создаются условия для
формирования умений и навыков самопознания обучающихся, самоопределения, самостроительства,
самореализации, самоутверждения.
3. Принцип разнообразия направлений внеурочной деятельности, предполагающий реализацию
максимального количества направлений и видов внеурочной деятельности, предоставляющих для
детей реальные возможности свободного выбора, осуществления проб своих сил и способностей в
различных видах деятельности, поиска собственной ниши для удовлетворения потребностей,
желаний, интересов.
4. Принцип оптимального использования учебного и каникулярного периодов учебного года при
организации внеурочной деятельности. Часть программы внеурочной деятельности может быть
реализована во время каникул. Информация о времени проведения тех или иных занятий должна
содержаться в рабочей программе кружка, студии.
5. Принцип учета возможностей учебно-методического комплекта, используемого в образовательном
процессе.
6. Принцип успешности и социальной значимости. Усилия организаторов внеурочной деятельности
направляются на формирование у детей потребности в достижении успеха. Важно, чтобы
достигаемые ребенком результаты были не только личностно значимыми, но и ценными для
социального окружения образовательного учреждения.
Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условияхобщеобразовательного
учреждения ребёнок получает возможность подключиться к занятиям по интересам, познать новый
способ существования – безоценочный, при этом обеспечивающий достижение успеха благодаря его
способностям независимо от успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.
Внеурочная деятельность опирается на содержание основного образования, интегрирует с ним, что
позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, решая тем самым одну из наиболее
сложных проблем современной педагогики. В процессе совместной творческой деятельности
учителя и обучающегося происходит становление личности ребенка.
Цель внеурочной деятельности - создание условий для реализации детьми и подростками своих
потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной
жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы в процессе учебных занятий и в рамках
основных образовательных дисциплин.
Задачи внеурочной деятельности:
1) расширение общекультурного кругозора;
2) формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного
освоения его содержания;
3) включение в личностно значимые творческие виды деятельности;
4) формирование нравственных, духовных, эстетических ценностей;
5) участие в общественно значимых делах;
6) помощь в определении способностей к тем или иным видам деятельности (художественной,
спортивной, технической и др.) и содействие в их реализации в творческих объединениях
дополнительного образования;
7) создание пространства для межличностного общения.
Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учётом
пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством
различных форм организации, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции,
диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные
исследования, общественно полезные практики, социальное проектирование и т.д.
При организации внеурочной деятельности обучающихся ОУ
используются возможности
учреждений дополнительного образования, культуры, спорта и других организаций. В период
каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности
специализированных лагерей, тематических лагерных смен.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной
программы среднего общего образования определяет образовательное учреждение.
ОУ организует свою деятельность по следующим направлениям
развития личности:
1. спортивно-оздоровительное;
2. социальное;
3. общеинтеллектуальное;
4. общекультурное
5. духовно-нравственное.
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний, установок,
личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического,
психологического и социального здоровья обучающихся на ступени основного общего образования
как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному
развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной
программы среднего общего образования.
Основные задачи:
1. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
2. Использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных,
психологических и иных особенностей;
3. Развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом.
Данное направление представлено кружком «ЗОЖ — основа успеха».
ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Данное направление призвано обеспечить достижения планируемых результатов освоения
основной образовательной программы среднего общего образования.
Основными задачами являются:
1. Формирование навыков научно-интеллектуального труда;
2. Развитие культуры логического и алгоритмического мышления, воображения;
3. Формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;
4. Овладение навыками универсальных учебных действий обучающихся на ступени среднего
общего образования.
Это направление представлено кружками "Калейдоскоп наук», «Исследования в биологии»,
«Интенсивный русский язык в вопросах и ответах».
ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию,
формированию
ценностных
ориентаций, развитие
обшей
культуры,
знакомство
с
общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной
культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов
других стран – цель общекультурного направления.
Основными задачами являются:
1. Формирование ценностных ориентаций общечеловеческого содержания;
2. Становление активной жизненной позиции;
3. Воспитание основ правовой, эстетической, физической и экологической культуры.
Оно представлено кружками «Театральные подмостки», «Мастерская переводчика».
СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Данное направление призвано обеспечить достижения планируемых результатов освоения
основной образовательной программы среднего общего образования.
Основными задачами являются:
1. Формирование навыков научно-интеллектуального труда;
2. Формирование навыков проектирования;
3. Формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности;
4. Овладение навыками универсальных учебных действий обучающихся на ступени среднего
общего образования.
Оно представлено кружками «Возможности профессий», «Основы функциональной
грамотности»
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Данное направление способствует приобщению к духовно-нравственной культуре народов
России, формированию традиционных российских семейных ценностей; воспитанию честности,
доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти
предков. Оно представлено кружком «Разговоры о важном».
При организации внеурочной деятельности обучающихся предполагается использование
возможностей учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.
В соответствии с методическими рекомендациями внеурочная деятельность призвана предоставить
обучающимся возможность выбора занятий по следующим направлениям развития личности:
социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное, духовнонравственное. Однако, учитывая двухсменную работу школы, недостаточное количество учебных
кабинетов, наличие подвоза учащихся начальных классов из близлежащих сёл, высокую плотность
работы спортивного зала, а также проведением капитального ремонта школы принято решение
ограничиться минимально допустимым количеством часов занятий внеурочной деятельности
(5-6 часов).
Согласно п.13 ФГОС СОО внеурочная деятельность – неотъемлемая часть основной
общеобразовательной программы, определяющая цели, задачи, планируемые результаты, содержание
и организацию образовательной деятельности при получении среднего общего образования и
реализуется организацией, осуществляющей образовательную деятельность с соблюдением
требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
ФГОС СОО фиксирует (п.18.3.2. ФГОС СОО), что объём внеурочной деятельности не должен
превышать 700 часов за два года обучения (10-11 классы).
План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей
и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности.
План внеурочной деятельности на уровне среднего общего образования в соответствии с
требованиями ФГОС СОО (п.18.3.2) определяет состав и структуру направлений, формы
организации, объем внеурочной деятельности обучающихся при получении среднего общего
образования.
Учитывая
поданные
заявления
и
возможности
школы,
принято
решение
об организации внеурочной деятельности в каждом отдельном классе по пяти направлениям.
План внеурочной деятельности для 10-х классов
Направление
внеурочной
деятельности
Наименование
рабочей
программы
Форма
проведения
промежуточной
аттестации
Количество часов
в неделю
10-А
10-Б
Всего
(нед./год)
Часть, рекомендуемая для всех обучающихся
Духовнонравственное
«Разговоры о
важном»
Зачетное занятие
1
1
2/68
Социальное
«Основы
функциональной
грамотности»
Зачетное занятие
1
1
2/68
«Возможности
профессий»
Индивидуальный
проект
1
1
2/68
«Театральные
подмостки»
Спектакль
1
1
2/68
Игра
1
1
2/68
Зачетное занятие
1
Общекультурное
Вариативная часть
Спортивнооздоровительное
«ЗОЖ — основа
успеха»
Общеинтеллектуаль «Калейдоскоп наук»
ное
«Исследования в
биологии»
Итого в неделю
Итого за учебный год
Зачетное занятие
1/34
1
1/34
6
6
12
204
204
408
План внеурочной деятельности для 11-х классов
Направление
внеурочной
деятельности
Наименование
рабочей
программы
Форма
проведения Количество часов Всего
промежуточной
в неделю
(нед./год)
аттестации
11-А
Часть, рекомендуемая для всех обучающихся
Духовнонравственное
«Разговоры о
важном»
Зачетное занятие
1
1/34
Социальное
«Основы
функциональной
грамотности»
Зачетное занятие
1
1/34
«Возможности
профессий»
Индивидуальный
проект
1
1/34
«Мастерская
переводчика»
Портфолио
1
1/34
Игра
1
1/34
Зачетное занятие
1
1/34
Итого в неделю
6
204
Итого за учебный год
6
204
Общекультурное
Вариативная часть
Спортивнооздоровительное
ЗОЖ — основа
успеха
Общеинтеллектуаль «Интенсивный
ное
русский язык в
вопросах и ответах»